Писатель – педагог,
педагог – писатель!
Познавательный час
2023 год в России объявлен Годом педагога и наставника
«В знак высочайшей общественной значимости профессии
учителя, 2023 год, год 200-летия со дня рождения одного из
основателей российской педагогики Константина
Дмитриевича Ушинского, будет посвящен в нашей стране
педагогам и наставникам, будет Год учителя, Год педагога»,
сказал глава государства на встрече с лауреатами и
финалистами конкурса «Учитель года России».
27 июня 2022 года Президент России Владимир Путин
подписал соответствующий указ.Год педагога и наставника
проводится с целью признания особого статуса
представителей профессии.
Отдел гуманитарной литературы предлагает вспомнить
литераторов, выходивших с указкой к школьной доске или
встававших за университетскую кафедру, чтобы читать
лекции, просвещать или помогать сфере образования.
Абрамов Федор Александрович (1920-1983)
русский советский писатель, публицист,
литературовед.
Окончил с отличием филологический
факультет Ленинградского
государственного университета (1948),
защитил кандидатскую диссертацию (1951).
В 1951-1960 гг. был старшим преподавателем,
затем доцентом и заведующим кафедрой
советской литературы ЛГУ.
«Учитель это человек, который держит
в своих руках завтрашний день страны,
будущее планеты».
Ф.А. Абрамов
Бажов Павел Петрович (1879-1950).
Работал учителем русского языка в
духовных училищах Екатеринбурга и
Камышлова.
В первые послереволюционные годы
занимался созданием учительских
курсов и организацией школ по
ликвидации неграмотности.
«Работа -она штука долговекая.
Человек умрёт, а дело его останется».
П.П. Бажов
Гоголь Николай Васильевич (1809-1852).
Проходил обучение в историко-
филологическом институте князя А.А.
Безбродко.
Одним из эпизодов жизни будущего
писателя, стала его работа преподавателем
истории в Патриотическом институте
(женское учебное заведение)в
Петербурге, также Гоголь вёл частные
занятия в аристократических семействах
Лонгиновых, Балабиных,Васильчиковых.
В1834 году его назначили на должность
адъюнкт-профессора на кафедре истории в
Петербургском университете.
Державин Гавриил Романович (1743-1816)
русский поэт, государственный деятель.
Был убеждённым сторонником идеи
просвещенного самодержавия.Считал, что
темный, угнетенный народ нужно
просвещать.Именно это направляло
деятельность Державина на ниве
образования.Сам он не преподавал, но во
время его службы правителем Тамбовского
наместничества в Тамбове и уездных
городах были созданы народные училища,
семинария с классами риторики,
философии и богословия.
Ершов Пётр Павлович (1815-1869)
русский поэт, прозаик, драматург, автор
знаменитой стихотворной сказки «Конёк-
Горбунок».
В1831-1835 гг.учился на философско-
юридическом отделении Петербургского
университета.
Вернувшись по окончании университета
на родину, работал учителем Тобольской
гимназии, затем стал инспектором 1844
г.) и директором 1857 г.) гимназии и
дирекции училищ Тобольской губернии.
Один из его учеников Дмитрий
Иванович Менделеев.
Своим учителем Жуковского считал А.С.Пушкин.
В сентябре 1815 года Жуковский подарил ему в
честь окончания поэмы «Руслан и Людмила»
свой портрет с надписью «Победителю-ученику
от побежденного учителя».
Жуковский Василий Андреевич (1783-1852)
русский поэт, переводчик, основоположник
романтизма в русской поэзии.
Учился в Московском университетском
благородном пансионе.
В1817 году стал учителем русского языка
великих княгинь Александры Федоровны
удущей императрицы) и Елены Павловны.
Осенью 1826 года назначен на должность
воспитателя наследника престола, будущего
императора Александра II.
Макаренко Антон Семенович (1888-1939)
советский педагог и писатель, один из
четырех выдающихся педагогов ХХ века.
Автор книг «Педагогическая поэма», «Флаги
на башнях», «Пути поколения»идр.
Антон Семенович организовал и заведовал
трудовой колонией для несовершеннолетних
правонарушителей в селе Ковалёвка,близ
Полтавы.
В1927-1935 гг.Макаренко был одним из
руководителей детской трудовой коммуны
ОГПУ в пригороде Харькова, на практике
воплощая свою педагогическую систему.
Сухомлинский Василий Александрович (1918-
1970) советский педагог-новатор, писатель.
Автор более 30 книг, среди которых «Сердце
отдаю детям», «О воспитании» и др.
Также писал рассказы и сказки.
С отличием окончил Полтавский
педагогический институт и стал преподавать в
Онуфриевской средней школе
Кировоградской области.
Участвовал в Великой Отечественной войне, с
1944 г.работал заведующим Онуфриевским
районным отделом народного образования.
В1948 году стал директором средней школы
поселка Павлыш, которой руководил до
конца своей жизни.
Толстой Лев Николаевич (1828-1910) русский
писатель, публицист, мыслитель.
Лев Николаевич всегда интересовался вопросами
просвещения.В1859 году писатель занялся
устройством школ в своём имении Ясная Поляна
в Тульской губернии.
Яснополянская школа явилась его оригинальным
педагогическим экспериментом.Толстой сам вёл
занятия вместе с несколькими постоянными
учителями.В начале 1870-хон приступил к
созданию собственной «Азбуки» и серии из
четырёх «Русских книг для чтения», одобренных
Министерством народного просвещения в
качестве пособий для начальных учебных
заведений.
Занятие педагогикой он считал самым радостным
и счастливым временем своей жизни.
Ушинский Константин Дмитриевич (1824-
1871) русский писатель, педагог,
основоположник научной педагогики в
России, общественный деятель.
Автор колоссального наследия:учебников
для начальной школы, трудов по педагогике.
Писал рассказы и сказки для детей.
Работал преподавателем русской словесности
в Гатчинском сиротском институте.В1859
году его пригласили на должность инспектора
классов Смольного института благородных
девиц.
С1862 г.Ушинский проводит пять лет за
границей изучая школьное дело в
Европейских странах.
В глубине души не без гордости и счастья верил:
вот теперь, в эти минуты, я делаю настоящее,
хорошее дело.Жалко, мало у нас в жизни таких
минут.Из них составляется счастье».
Шукшин Василий Макарович (1929-1974)
писатель, актёр, режиссер, сценарист.
В1953-1954 гг.работал директором,
учителем истории, литературы и русского
языка в Сростинской школе сельской
молодёжи Алтайского края.
«Одно время я был учителем сельской школы для взрослых.Не
могу и теперь забыть, как хорошо, благодарно смотрели на меня
наработавшиеся за день парни и девушки, когда мне удавалось
рассказать им что-нибудь важное, интересное и интересно.
Педагог
Есть такая профессия
Со времен Архимеда-
Сеять доброе, вечное,
От победы, к победе.
Бесконечна по времени,
Необъятна по трудности,
Можно просто завидовать
Их терпенью и мудрости.
Пусть прославится песнями,
И в стихах, и в романах-
Есть такая профессия,
Благородная самая!
Светлана Асадова
Книги представленных писателей, вы
можете взять для домашнего чтения
в читальном зале гуманитарной
литературы (к.408, БК).