Эпоха в лицах
Когда в июне 1915
года в Белгороде появилась новая газета «Белгородские силуэты», городские власти
поняли, что следует ждать неприятностей. Еще бы, ведь издавать ее начал не
кто-нибудь, а гласный городской Думы Павел Иванович Барышников - личность весьма
известная и «скандальная». Отставной педагог, статский советник, литератор, яркие
выступления которого в Думе всегда отличались язвительной формой и «неудобным»
содержанием. А
ещё - талантливый публицист, который на страницах своей газеты оставил живую картину провинциального Белгорода и его обитателей.
ТАЛАНТЛИВЫЙ, НЕОРДИНАРНЫЙ
И СКАНДАЛЬНЫЙ
Барышников не был коренным белгородцем. Родился в 1863 году в селе Урей Краснослободского
уезда Пензенской губернии (ныне Мордовия). Отец его был недавно освобожденным крепостным, мать - прачкой. Казалось бы, такое происхождение не сулило счастья и удач. Однако судьба одарила юношу талантом : он окончил сельскую школу, Краснослободское уездное училище, а затем поступил в Белгородский учительский институт. Так состоялось его первое
свидание с нашим городом.
Через три года новоиспеченный, только что женившийся учитель уезжает преподавать в г. Чембар
Пензенской губернии. При этом, обучая других, Павел Иванович в
1886 году
оканчивает Казанский университет.
В 1890 году Барышникова как опытного педагога
назначают инспектором народных училищ. Однако из-за постоянных конфликтов с
местным дворянством он вынужден
переезжать из губернии в губернию : нигде придирчивого инспектора больше
двух лет выдержать не могли.
С 1907 года он живёт в Белгороде, где занимается литературной и общественной деятельностью. Белгородцы знали его не только как одного из самых богатых людей города, но, в первую очередь, как неуживчивого
человека, постоянно критиковавшего
городское руководство за нерасторопность в решении городских проблем и нежелание искоренять недостатки. Именно благодаря
этой черте характера его избрали гласным в городскую Думу, где он представлял
партию октябристов.
ПОПУЛЯРНЫЕ «СИЛУЭТЫ»
Особенную популярность приобрел Павел Иванович в 1915 году, когда начал издавать свою газету «Белгородские силуэты». Это была необычная газета даже для того времени. Она выходила не периодически, не публиковала правительственные сообщения и указы, местные новости и зарубежную хронику, рекламу и объявления. Основные
темы газеты обозначены в ее подзаголовке : «В «Силуэтах» даются очерки, рассказы, заметки, сообщения и т. п. материалы из общественных нравов Белгорода и из
деятельности соседних городов и уездов, а также набрасываются
эскизные бытовые картинки из провинциальной
жизни вообще».
Газету Павел Иванович издавал на собственные средства. Он был сам и корреспондентом, и
редактором. Кабинет в его доме был всегда полон народу : «Один за одним идут обыватели. Всяк несет издателю свое горе,
свою нужду и жалобу. Я слушаю. Да и как не слушать, когда раскрывается
народная душа, народное сердце».
В беседах с посетителями Павел Иванович
черпал богатый материал о жизни белгородцев,
а потом на страницах «Силуэтов» появлялись
острые, критические статьи и фельетоны,
вызывавшие бурную реакцию в тихом городке :
положительную у рядовых граждан и резко отрицательную у городских властей. Стоила газета пять копеек - цена по тем временам немалая, но очередной тираж расхватывался моментально.
Одной из любимых тем издателя была школьная. И это не случайно : Павел Иванович семнадцать лет проработал учителем и восемь лет инспектором училищ. Он был автором и
составителем более шестидесяти учебников, хрестоматий, пособий, по которым занимались в гимназиях и училищах всей России. Как гласный городской Думы и член школьной
комиссии, он участвовал в проверке учебных заведений. Нищенское состояние школ глубоко волновало и возмущало его. Главную причину этого автор видел в том, что они брошены на произвол судьбы, в то время как в других городах и власти, и
местные меценаты уделяют просвещению большое внимание.
Издатель не боялся на страницах своей газеты вступить в схватку с такими влиятельными людьми Белгорода, как полицейский исправник Щабельский и местный «меловой король»
Ямпольский. Однако самой главной мишенью для критики и злых
насмешек в «Белгородских силуэтах» был городской
голова И. Г. Муромцев. Редкая публикация
обходилась без его имени. На страницах «Силуэтов» он предстает как бездарный
чиновник, ретроград, абсолютно ничего не
делавший для города. Хотя документы Белгородского областного государственного архива свидетельствуют о том, что Иван
Гаврилович Муромцев уделял время проблемам города и проявлял инициативу в решении многих вопросов. Видимо, у Барышникова были свои причины резко критиковать городского голову.
Естественно, что печатать в местных типографиях такую «вредную» газету было невозможно, и
Барышников вынужден был издавать ее в Москве.
Просуществовала газета недолго - всего семь месяцев. Вероятно, городские власти все же сумели найти способ расправиться с неугодным изданием.
К сожалению, ни в Белгородской, ни в Курской, ни в других областных библиотеках
не сохранилось ни одного экземпляра «Белгородских
силуэтов». Их можно найти только в
крупных книгохранилищах Москвы и
Санкт-Петербурга.
БИТВА ЗА МУЗЕЙ
Октябрьскую революцию Барышников, хотя и был рабоче-крестьянского происхождения, принял без особого восторга. Однако же никуда
не эмигрировал, а стал сотрудничать с новой властью. В июне 1919 года он был назначен инспектором народных училищ. Однако через две недели в Белгород вошла Добровольческая армия генерала А. И. Деникина, и Барышников был освобождён от должности. Новой власти Павел Иванович оказался не нужен. Он уехал в Москву, где окончил курсы музейного дела, а затем заведовал губернскими музеями в Пензе и Пятигорске.
Вернувшись в Белгород, этот неутомимый энтузиаст и любитель старины решил возродить музей и здесь. Найдя поддержку в Курске и получив назначение на должность заведующего, он энергично взялся за работу.
Музей открылся в октябре 1924 года как филиал Курского губернского музея краеведения. Он разместился в одном из зданий бывшего Свято-Троицкого мужского монастыря (на снимке).
Первыми экспонатами стали 780 предметов,
приобретенных Павлом Ивановичем на школьной выставке. Он взялся за розыски пропавших экспонатов закрытого два года назад музея. Одновременно ездил по деревням и селам Белгородского уезда, чтобы найти старинные вещи в бывших помещичьих
усадьбах.
Музею не хватало мебели и другого имущества. Местные власти старались не замечать
бедственного положения музея, считая, что все
вопросы должен решать сам заведующий.
Но Павел Иванович постоянно беспокоил
начальство, требуя помощи и внимания к
культуре. Он сумел добиться расширения музея, когда экспонаты уже не помещались
в двух тесных комнатах.
В марте 1925 года уездный исполнительный
комитет передал музею все восемнадцать комнат второго этажа бывшего
архиерейского дома. Однако радость Павла Ивановича была преждевременна. Неизвестно, какими соображениями руководствовались местные власти, решив разместить на
первом этаже детский дом имени III
Интернационала. Такое соседство доставляло
П. И. Барышникову много хлопот и
беспокойства : голодные и безнадзорные
детдомовцы били в музее стекла, срывали
замки, выламывали двери, крали наиболее
ценные вещи и несли их продавать на базар. Сторож физически не мог уследить и предупредить бесконечные кражи.
С большим трудом директор музея добился перевода детского дома из монастыря в более подходящее для воспитания место. Но освободившиеся помещения уисполком распорядился предоставить опять-таки не музею краеведения, а дислоцировавшейся в Белгороде воинской части.
В интересах дела Павел Иванович никогда не боялся идти на открытый конфликт с местными властями. Непримиримые отношения были у него с заведующим Белгородским уездным отделением народного образования Трухмановым. Тому не было никакого дела до проблем музея, а настойчивость Павла Ивановича просто выводила его из себя. На этой почве между ними начались трения, очень скоро превратившиеся в
открытую вражду. В итоге, несмотря на
заступничество Курского губмузея за «ценного
работника и опытного музееведа» Барышникова, Трухманов всё же добился его увольнения.
Оставшись не у дел, Павел Иванович
переезжает в Харьков. Белгородский музей, лишенный толкового руководителя и подходящего помещения, фактически перестаёт существовать.
ЗАБЫТОЕ ИМЯ
Работая на новом месте, Павел Иванович не терял надежды вернуться в Белгород и снова
заняться любимым делом. Однако давние недоброжелатели, которых он нажил немало, сумели всё же отомстить ему. В 1930 году по анонимному доносу Барышников был
осуждён за «активную борьбу против рабочего класса и революционного движения» и приговорён к пяти годам ссылки в Северный край (г. Вологда). Дальнейшая судьба его неизвестна.
В 1999 году президиум Белгородского областного суда реабилитировал осуждённого за отсутствием
доказательств его вины.
Многие десятилетия Павел Иванович Барышников
был прочно забыт. Вышедшие до Октябрьской
революции его многочисленные книги и учебники никогда не переиздавались. В краеведческих изданиях
советского периода имя П. И. Барышникова
не упоминалось. Но мы, безусловно, должны
знать и помнить об этом сложном, противоречивом
человеке, зачинателе и организаторе
музейного дела в Белгороде.
|