Имя этого писателя, драматур­га было известно в дореволю­ционной России. Его пьесы с успехом шли на сценах театров Петербурга и Москвы. А потом наступило забвение. И лишь совсем недавно авторитет­нейший биографический сло­варь «Русские писатели. 1870-1917» в очередном, пятом то­ме поместил большую статью о нашем незаслуженно забы­том земляке Викторе Рышкове.

 

Он родился 20 декабря 1862 (1 января 1863) года в слобо­де Мышанка Старооскольского уезда в дворянской семье. Отец его — помещик, офицер, затем мировой судья Пе­тербурга. По признанию са­мого писателя, ни высшего, ни среднего образования он не получил, так как не хотел, собирался стать моряком, од­нако в Морской корпус не по­пал из-за болезни; в детстве и юности много читал, но бес­системно.

 

В столице и провинции

В 1882-1885 годы Виктор Александрович служил в кан­целярии костромского губер­натора. Увлекшись театром, ушёл в актёры и, обзаведясь псевдонимом Загорин, вы­ступал на провинциальных сценах. В i886-м навсегда оста­вил сцепу, поселился в Петер­бурге и занялся литературным трудом. Его первый рас­сказ «Вовремя. Деревенские картины» опубликовал в 1888 году петербургский журнал «Живописное обозрение». В 1896-м и Москве издали его повесть «В паутине (землевладельческая эпопея)», а ещё через два года — роман «Осо­бый мир». Мир русской дерев­ни он знал неплохо и писал о нём достоверно.

Из-за болезни Рышков вы­нужден был вернуться в про­винцию и уже оттуда посы­лал свои рассказы, фельетоны, очерки, заметки в столичные журналы «Нива», «Наблюда­тель», «Труд» и газеты «Сын Отечества», «Россия», «Прав­да Божия», «Биржевые ведо­мости». 

В 1895-м он возвращается в Северную столицу, снова слу­жит — в железнодорожном департаменте, в Николаев­ской инженерной академии, в Министерстве внутренних дел, а с 1903 года — в канцеля­рии правления Академии на­ук и редакции журнала «Род­ная нива». И, конечно же, продолжает писать. В 1897 году в Петербурге увидел свет его сборник «Повести и расска­зы», в 1900-м — «Рассказы» и роман «Женихи», в 1903-м — «Рассказы. Вторая книжка» и  в 1906-м — сборник рассказов «Денщики».

 

Не оставлял равнодушными

В 1904 году публикацией

драмы «Первая ласточка» Рышков дебютировал как дра­матург. В последующем он пи­сал в год по одной драме. В 1905-м из-под его пера вышли «Болотный цветок» и «День денщика Душкина», в 1906-м увидели свет и были постав­лены «Склеп» и «Желанный и неожиданный», в 1907-м — «Беспечальные» («Волна»), в 1908-м — «Казённая кварти­ра», в 1909-м — «Обыватели», в 1912-м — «Мартобря 86-го числа» и «Змейка», в 1914-м — «комедийка в одном действии» «Что узнали старушки». «Репертуарность пьес Рышковa, несмотря на их видимую со­циальную приглушённость, — свидетельствовал один из сов­ременных критиков, — росла с каждым театральным сезо­ном и в столицах, и в провинции. Лёгкость жанра была привлекательна, но и подтекст ко­медий, порой едкий, сатириче­ский, не оставлял равнодуш­ными посвященных. Особенно в период постреволюционного безвременья».

Одновременно с пьесами Рышков пишет прозу. В 1909 году вышел сборник, в ко­торый вошли его новые рас­сказы : «Просящему у тебя — дай», «При исключительных обстоятельствах», «Горькая доля», «О чём они ахали и оха­ли», «Дознался», «Выдумка де­да Потапа», «Второй по несча­стью человек», «Весёленькая история», «В святую ночь», «Паучок».

В 1914-м в Петербурге выш­ло трёхтомное «Собрание дра­матических сочинений Рышкова. Его пьесы (одна из наи­более популярных — «Казён­ная квартира» с успехом шли на сценах главных столичных театров: Александрийского и Малого, Суворинского и теат­ра Корша. Поэт Николай Гу­милёв упомянул о пьесах Вик­тора Рышкова в статье, посвя­щенной театру Александра Блока.

 

Последняя пьеса

Последнюю свою пьесу — «Былое» («Губернатор») — Рышков написал уже в совет­ское время — в 1922-м в Во­логде. В «Былом» он «предпринял попытку показать ин­терес русского общества к социалистическим идеям». Од­нако автору и его семье это уже не помогло. В ноябре того же 1922 года драматург вме­сте с женой Софией Евгеньев­ной (урожд. Эбергардт) и деть­ми был выдворен из страны на так называемом философском пароходе. В его каютах тесни­лись знаменитые русские учё­ные, философы, социологи, писатели : Николай Бердяев, Сергей Булгаков, Иван Ильин, Лев Карсавин, Николай Лосский, Михаил Осоргнн, Питирим Сорокин, Всеволод Стратонов...

За границей Рышковы по­пытались поселиться в Гер­мании, затем перебрались во Францию — в местечко Масси вблизи французской столи­цы. В последние — тяжёлые, полные лишений — годы наш земляк, посещая Париж, вы­ступал с чтением своих про­изведений на литературных и музыкальных вечерах в клу­бе Союза русских писателей и журналистов, в Обществе рус­ских студентов для изучения и упрочения славянской культуры и даже участвовал не­сколько раз в постановке лю­бительских спектаклей.

В 1923-м при активном уча­стии Александра Куприна в Париже организовали твор­ческий вечер, посвященный 35-летию литературной рабо­ты Рышкова. В следующем го­ду режиссёр Пётр Спицын по­ставил в Русском драматиче­ском театре его комедию «На­чало карьеры». То была последняя «солнечная странич­ка» жизни драматурга. 27 ию­ля 1924 года он умер. Похо­ронили Виктора Рышкова на кладбище Димарес под Пари­жем.


История Белогорья Улицы и площади Исторические здания Храмы Белогорья

Белгородские знаменитости Памятники истории и архитектуры Достопримечательные места Электронные ресурсы