Имена Белгородчины
Лавр Дмитриевич
Проскуряков - крупнейший российский мостостроитель своего времени, основоположник нового направления в
проектировании и строительстве мостов. За
свою жизнь он спроектировал множество
совершенных по конструкции,
экономичных и лёгких мостов, часть из которых служат по сей день.
НЕДЮЖИННЫЕ СПОСОБНОСТИ
Родился Лавр Проскуряков 30 августа 1858 года в Борисовке Валуйского уезда Воронежской губернии (ныне Волоконовского района Белгородской области)
в небогатой семье сельского священника, у
которого помимо этого сына было ещё 17 детей. В таких больших семьях, чтобы оторваться от земли и посвятить себя иной деятельности, надо было
обладать недюжинными способностями. И Лавр ими
обладал, что сразу же бросилось в глаза его первым учителям.
Окончив четыре класса Воронежской духовной
семинарии, что приравнивалось к полному гимназическому
курсу, он подал прошение на выход из духовного звания и
отправился в Санкт-Петербург. Там с
рекомендацией управления образования, выданной отличнику учёбы, он на общих основаниях поступил в Петербургский
институт путей сообщения (сейчас Санкт-Петербургский государственный
университет путей сообщения).
Уже во время учёбы в печати стали появляться его первые работы. В 1883 году в журнале Министерства путей сообщения опубликовали первую научную
работу Проскурякова «Исследование значений
момента от сосредоточенных грузов, перемещающихся по балке на двух опорах». Через год в этом же издании
вышла вторая статья - «О времени, необходимом для прогиба балки».
ПРОБЛЕМЫ МОСТОВ
Молодой инженер окончил институт в 1884 году шестым по успехам из 80 выпускников этого учебного
года и получил место в Министерстве путей сообщения, в службе, ведающей железными дорогами. В качестве
государственного служащего он был исполнительным, инициативным, состоял на хорошем счету у высшего начальства. Только вот формуляры, циркуляры
и прочая бюрократия его не удовлетворяли.
Лавр Дмитриевич выкраивал время и занимался
научной и конструкторской деятельностью. Больше всего его
интересовали проблемы мостостроения, поэтому
учёный был очень рад, когда в 1887 году вернулся в родной институт - на преподавательскую и
исследовательскую работу на кафедру мостов.
В институте Проскуряков защитил докторскую диссертацию и стал известным учёным, крупным специалистом в своей области. Его всё больше привлекали проблемы мостов, которые стали важнейшими
объектами на бурно развивающейся сети железных
дорог в России. Как противостоять их деформации, разрушению и
выходу из строя ? Из какого материала они должны сооружаться ? Что нового
требуется, чтобы их конструкции были надёжными и долговечными ? Все эти вопросы
находили решение в проектах нашего земляка.
В 1896 году, проектируя мост через реку Которосль в Ярославле, инженер разработал специальную таблицу, которая помогала рассчитывать нагрузки при прохождении поезда по отдельным участкам
моста.
Проскуряков первым в Европе отказался от сложных по конструкции и расчётам многорешётчатых
мостовых ферм. Он спроектировал ферму с одной
треугольной мощной решёткой, что обеспечило
точное распределение в конструкции усилий от подвижной нагрузки. В 1888 году по проекту Проскурякова впервые в
России построили железнодорожный мост через реку Сулу на
Харьковско-Николаевской железной дороге.
Этим проектом Проскуряков положил
начало новому направлению в мостостроении.
СТРОИТЕЛЬ СИБИРСКОГО ПУТИ
Министр путей сообщения Сергей Витте предложил
Проскурякову заняться возведением мостов на
Транссибирской магистрали - «Великом сибирском пути», как именовалась
эта дорога в императорском указе. Новым
детищем нашего земляка стал мост через
Енисей в Красноярске. При его разработке Проскуряков использовал столь
смелые технические решения, что ему
пришлось потратить немало сил, отстаивая их.
За проект моста через Енисей на Всемирной выставке
в 1900 году в Париже учёному присудили золотую медаль. Среди прочих
высоко оценил работу автор знаменитой
Эйфелевой башни Постав Эйфель,
который возглавлял жюри Всемирной
выставки.
Позже, по типу Енисейского моста, Проскуряков спроектировал лёгкие и экономичные мосты с фермами
нового типа через Оку, Волхов и Волгу у Казани.
Другим триумфом инженера стало «Амурское чудо» - грандиозный железнодорожный
мост через Амур возле Хабаровска. Пущенный в строй осенью 1916 года самый
длинный в России Хабаровский мост
завершил создание Транссибирской магистрали.
ИМЯ ВОШЛО В ИСТОРИЮ
Скончался Лавр Проскуряков в ночь с 13 на 14
сентября 1926 года. Его похоронили в Москве, на Новодевичьем
кладбище. Его заслуги справедливо оценил
коллега, учёный в области мостостроения и материаловедения Пётр Велихов :
«Лавр Дмитриевич по справедливости может быть назван отцом графоаналитических методов расчёта в нашей науке,
отцом экспериментальной школы в области сопротивления материалов, отцом современных методов преподавания в нашей педагогике и отцом строго логических ферм в нашем
мостовом деле».
Имя Лавра Проскурякова прочно вошло в историю
науки и техники. В его честь назвали созданную им лабораторию Московского университета путей сообщения,
а несколько сохранившихся мостов по-прежнему именуют в народе
«Проскуряковскими».
Лавр
Дмитриевич Проскуряков
Закладка
Великого сибирского пути
Мост
через Енисей в Красноярске
|