Имена Белгородчины

Лавр Дмитриевич Проскуряков - крупнейший российский мостостроитель своего времени, основоположник ново­го направления в проектировании и строи­тельстве мостов. За свою жизнь он спроек­тировал множество совершенных по кон­струкции, экономичных и лёгких мостов, часть из которых служат по сей день.

НЕДЮЖИННЫЕ СПОСОБНОСТИ

Родился Лавр Проскуряков 30 августа 1858 го­да в Борисовке Валуйского уезда Воронежской гу­бернии (ныне Волоконовского района Белгородской области) в небогатой семье сельского священника, у которого помимо этого сына было ещё 17 детей. В таких больших семьях, чтобы оторваться от зем­ли и посвятить себя иной деятельности, надо бы­ло обладать недюжинными способностями. И Лавр ими обладал, что сразу же бросилось в глаза его первым учителям.

Окончив четыре класса Воронежской духовной семинарии, что приравнивалось к полному гимна­зическому курсу, он подал прошение на выход из духовного звания и отправился в Санкт-Петербург. Там с рекомендацией управления образования, вы­данной отличнику учёбы, он на общих основаниях поступил в Петербургский институт путей сообще­ния (сейчас Санкт-Петербургский государственный университет путей сообщения).

Уже во время учёбы в печати стали появлять­ся его первые работы. В 1883 году в журнале Ми­нистерства путей сообщения опубликовали первую научную работу Проскурякова «Исследование зна­чений момента от сосредоточенных грузов, пере­мещающихся по балке на двух опорах». Через год в этом же издании вышла вторая статья - «О време­ни, необходимом для прогиба балки».

ПРОБЛЕМЫ МОСТОВ

Молодой инженер окончил институт в 1884 году шестым по успехам из 80 выпускников этого учебно­го года и получил место в Министерстве путей сооб­щения, в службе, ведающей железными дорогами. В качестве государственного служащего он был испол­нительным, инициативным, состоял на хорошем счету у высшего начальства. Только вот формуляры, цир­куляры и прочая бюрократия его не удовлетворяли.

Лавр Дмитриевич выкраивал время и занимался научной и конструкторской деятельностью. Больше всего его интересовали проблемы мостостроения, поэтому учёный был очень рад, когда в 1887 году вернулся в родной институт - на преподавательскую и исследовательскую работу на кафедру мостов. 

В институте Проскуряков защитил докторскую диссертацию и стал известным учёным, крупным специалистом в своей области. Его всё больше при­влекали проблемы мостов, которые стали важней­шими объектами на бурно развивающейся сети же­лезных дорог в России. Как противостоять их де­формации, разрушению и выходу из строя ? Из ка­кого материала они должны сооружаться ? Что но­вого требуется, чтобы их конструкции были надёжными и долговечными ? Все эти вопросы находили решение в проектах нашего земляка. 

В 1896 году, проектируя мост через реку Которосль в Ярославле, инженер разработал специ­альную таблицу, которая помогала рассчитывать нагрузки при прохождении поезда по отдельным участкам моста.

Проскуряков первым в Европе отказался от сложных по конструкции и расчётам многорешёт­чатых мостовых ферм. Он спроектировал ферму с одной треугольной мощной решёткой, что обеспечило точное распределение в конструкции усилий от подвижной нагрузки. В 1888 году по проекту Прос­курякова впервые в России построили железнодо­рожный мост через реку Сулу на Харьковско-Николаевской железной дороге. Этим проектом Прос­куряков положил начало новому направлению в мостостроении.

СТРОИТЕЛЬ СИБИРСКОГО ПУТИ

Министр путей сообщения Сергей Витте пред­ложил Проскурякову заняться возведением мостов на Транссибирской магистрали - «Великом сибир­ском пути», как именовалась эта дорога в импера­торском указе. Новым детищем нашего земляка стал мост через Енисей в Красноярске. При его разра­ботке Проскуряков использовал столь смелые тех­нические решения, что ему пришлось потратить не­мало сил, отстаивая их.

За проект моста через Енисей на Всемирной вы­ставке в 1900 году в Париже учёному присудили зо­лотую медаль. Среди прочих высоко оценил рабо­ту автор знаменитой Эйфелевой башни Постав Эй­фель, который возглавлял жюри Всемирной выставки. 

Позже, по типу Енисейского моста, Проскуря­ков спроектировал лёгкие и экономичные мосты с фермами нового типа через Оку, Волхов и Волгу у Казани. Другим триумфом инженера стало «Амур­ское чудо» - грандиозный железнодорожный мост через Амур возле Хабаровска. Пущенный в строй осенью 1916 года самый длинный в России Хаба­ровский мост завершил создание Транссибирской магистрали.

ИМЯ ВОШЛО В ИСТОРИЮ

Скончался Лавр Проскуряков в ночь с 13 на 14 сентября 1926 года. Его похоронили в Москве, на Новодевичьем кладбище. Его заслуги справедливо оценил коллега, учёный в области мостостроения и материаловедения Пётр Велихов :

«Лавр Дмитриевич по справедливости может быть назван отцом графоаналитических методов расчёта в нашей науке, отцом экспериментальной школы в области сопротивления материалов, от­цом современных методов преподавания в нашей педагогике и отцом строго логических ферм в на­шем мостовом деле».

Имя Лавра Проскурякова прочно вошло в историю науки и техники. В его честь назвали созданную им лабораторию Московского университета путей сооб­щения, а несколько сохранившихся мостов по-преж­нему именуют в народе «Проскуряковскими». 



Лавр Дмитриевич Проскуряков


Закладка Великого сибирского пути


Мост через Енисей в Красноярске

История Белогорья Улицы и площади Исторические здания Храмы Белогорья

Белгородские знаменитости Памятники истории и архитектуры Достопримечательные места Электронные ресурсы