Знаменитые земляки

 

    Александр Вениаминович Хвостенко - театральный художник, народный художник УССР. Василий Вениаминович Хвостенко - график и живописец-монументалист, возродивший технику восковой живописи. Оба - правнуки Архипа Хвостенко, которого в начале XIX века Шереметевы послали в Академию художеств. Крепостной окончил её с серебряной медалью. Все его потомки стали художниками.

 

ОТ ПЕЙЗАЖЕЙ К ПЛАКАТАМ

В начале XX века художник Вени­амин Степанович Хвостенко ушёл пешком из Борисовки в Москву, что­бы писать иконы для столичных церк­вей. Постепенно в Москву перебра­лась вся семья. Его старшие сыновья Александр, Василий и Михаил про­явили большие способности к изобразительному искусству.

Александр Хвостенко родился в Борисовке 17 апреля 1895 года. По настоянию отца в 1910-е годы юноша учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (сейчас Мо­сковский художественный институт им. Сурикова). Уже в 1912 году Алек­сандр начал выставлять свои этюды, в основном пейзажи, сперва на учениче­ских выставках, а позже - на выстав­ках Московского товарищества худож­ников. В это время он взял себе псев­доним Хвостенко-Хвостов, чтобы от­личаться от братьев, тоже художников.

В 1917 году Александр поддержал революцию. Он создал известные плакаты : «Долой пана с Украины !», «Выби­райте в Советы бедноту и середняков», «Да здравствует женщина-пролетарка, строительница новой жизни !».

Из голодающей Москвы вслед за художницей Александрой Экстер он перебрался в Киев, где в 1918-1919 годах продолжил учёбу в её мастер­ской. Затем Хвостенко-Хвостов пере­ехал в Харьков.

Вместе с харьковскими художни­ками Алексеем Кокелем, Семёном Прохоровым и Василием Ермиловым в 1921 году он расписал агитпоезд «Червона Украина» («Красная Украи­на»). Одновременно с этим живописец вел педагогическую работу в Харьков­ском художественном институте, воз­главляя его театральный отдел.

После оформления авангардной по­становки спектакля «Мистерия-Буфф» Владимира Маяковского сценография полностью захватила художника - он начал работать над театральными де­корациями. В то же время Александр Вениаминович создавал агитацион­ные плакаты, художественную рекла­му и оформлял стенды объявлений.

20 ЛЕТ ОТДАЛ ТЕАТРУ

Когда в 1925 году в Харькове ор­ганизовали первый украинский те­атр оперы и балета, Александра Ве­ниаминовича пригласили туда на по­стоянную работу. Он отдал ей более двадцати лет своей творческой дея­тельности. Художник оформил мно­гие театральные спектакли, в том чис­ле оперу Бизе «Кармен», «Пиковую даму» Чайковского, «Царскую невес­ту» Римского-Корсакова, «Травиату» Верди и другие. 

В1926 году Хвостенко-Хвостов со­трудничал с композитором Сергеем Прокофьевым при постановке оперы «Любовь к трём апельсинам». В 1937 году его макет оформления поста­новки оперы украинского композито­ра Семёна Гулака-Артёмовского «За­порожец за Дунаем» экспонировался в советском павильоне Международ­ной выставки в Париже в 1937 году и был отмечен серебряной медалью.

В первые месяцы Великой Отече­ственной войны Александр Хвостенко

был главным консультантом по маски­ровке объектов Харьковского военно­го округа, затем участвовал в создании агитокон, рисовал плакаты.

В 1946 году Александр Вениами­нович стал главным художником Киевского театра оперы и балета. В 1949 году за художественное оформление оперы Михаила Глинки «Иван Сусанин» был удостоен Сталинской премии второй степени.

В последние годы жизни художник иллюстрировал книги, создал ряд жи­вописных полотен. Умер он 12 декабря 1968 года. Живописца похоронили в Киеве на Байковом кладбище.

 

ПО СТОПАМ БРАТА

Василий Хвостенко тоже ро­дился в Борисовке, 15 августа 1896 года. Окончил то же учебное заве­дение, что и старший брат, и так же горячо приветствовал революцию. Вместе с Маяковским создал «Окна РОСТА» - агитационные и сатириче­ские плакаты.

После Гражданской войны Васи­лий Вениаминович участвовал в ра­боте объединений «Свободное твор­чество», «Союз русских художников» и «Ассоциация художников революции». 

Много творческих сил художник от­дал героико-революционной тематике. Он написал картины «Красногвар­дейцы», «Ленин среди красногвардей­цев», один из первых выполнил рабо­ты «Ленин на броневике», «Ленин в Смольном».

В годы Великой Отечественной войны живописец отправился на фронт, чтобы рисовать для боевой га­зеты, писать портреты солдат.

 

 

ТЕХНИКА ЭНКАУСТИКИ

В 1950-х годах Василий Хвостенко работал над политически­ми плакатами и параллельно этому уделял большое внимание изуче­нию энкаустики - техники живопи­си, в которой связующим вещест­вом красок является воск. Живо­пись выполняется красками в рас­плавленном виде. В этой технике написаны многие раннехристиан­ские иконы. Возникла она в Древ­ней Греции.

Василий Вениаминович широко пользовался энкаустикой для воплощения своих творческих замыслов, а в 1958 году вышел главный труд его жизни - книга «Техника энкаустики».

В последние годы Василий Хвостенко также работал в области скульптуры. Умер художник в Москве, в 1960 году. Похоронен в деревне

Конев-Бор в Коломенском районе Московской области.

 

ТАЛАНТЛИВАЯ СЕМЬЯ

Брат Александра и Василия М и­хаил Хвостенко стал специали­стом по художественному офор­млению тканей. Он был доцентом Московского текстильного инсти­тута.

Татьяна Хвостенко вслед за от­цом Василием Вениаминовичем разрабатывала технику энкаустики. Она оставила ряд книг, в том числе два тома воспоминаний «Вечера на Мас­ловке близ «Динамо», посвященных обитателям знаменитого Городка ху­дожников в Москве. Дочь Алексан­дра Вениаминовича, тоже Татьяна Хвостенко, известна как живопи­сец и график, автор плакатов и ки­ноафиш.

Александр Вениаминович Хвостенко                                                            

                 (Хвостенко-Хвостов)                                Василий Вениаминович Хвостенко

                                Отчий дом Хвостенко                                                   Татьяна Васильевна Хвостенко за работой

История Белогорья Улицы и площади Исторические здания Храмы Белогорья

Белгородские знаменитости Памятники истории и архитектуры Достопримечательные места Электронные ресурсы