Наша история

 

   10 февраля исполнилось 170 лет со дня рожде­ния Дмитрия Усатова. Дмитрий Андреевич был оперным певцом, композитором, вокаль­ным педагогом. В историю он вошёл как пер­вый и единственный учитель пения Фёдора Шаляпина. А детство и отрочество музыканта прош­ли на белгородской земле, в Алексеевке.

 

От крепостного до солиста Большого театра

Дмитрий Усатов родился в крепостной семье. Однако семья эта принадлежала графу Дмитрию Шереметеву, который активно занимался благо­творительностью и покровительствовал разным видам искусства. А потому его крепостных об­учали лучшие музыкальные педагоги России. Это повлияло на судьбу будущего певца.

Родители Дмитрия Андреевича были выход­цами из Алексеевки и пели в графском хоре. В алексеевском хоре стал петь и юный Дмитрий. После освобождения от крепостной зависимости он сумел поступить в  Петербургскую консерва­торию, был одним из лучших учеников и окон­чил заведение с серебряной медалью.

Усатов ездил с частной оперной труппой по стране. За 12 лет он успел поработать в Харькове, Киеве, Казани, Астрахани, Нижнем Новгороде, Саратове и других городах. А потом получил при­глашение в Большой театр. На его сцене Усатов блистал десять лет. Именно в его исполнении зри­тели впервые услышали партии Куратова в «Ни­жегородцах», Елеазара в «Маккавеях», Вакулы в «Черевичках», Андрея в «Мазепе» и Ленского в «Евгении Онегине». Причём предсмертная ария Ленского сорвала бурю аплодисментов.

В репертуаре лирического тенора были также романсы и драматические партии, как, напри­мер, Рембо в «Роберте-Дьяволе» или граф Альма­вива в «Севильском цирюльнике». Музыкальные критики отмечали усердную работу певца над своим голосом. Когда он только окончил консерваторию, никто не думал, что юноша добьёт­ся больших успехов. Но постоянные занятия и умелое применение вокальных приёмов сдела­ли его лучшим тенором России того времени.

Однако Дмитрий Андреевич был не только выдающимся певцом, но и композитором. Он со­чинил оперы «Хан Девлет» и «Ночь в Багдаде», а также более 50 романсов на стихи русских поэ­тов Алексея Кольцова, Ивана Никитина, Михаи­ла Лермонтова, Ивана Сурикова и других. Мно­гие из них пошли в репертуар прославленного Фёдора Шаляпина.

 

 

 

 

Поддержка таланта

Шаляпин и Усатов познакомились в Тифлисе. Туда Дмитрий Андреевич отправился преподавать после того, как закончил выступать на сцене. Будучи профессором Тифлисского музыкального училища, он opганизовал музыкальный кружок, а дома у себя ставил отрывки из опер. Нередко актив­ный педагог организовывал концерты, где выступа­ли его ученики. В 1890-1892 годах Шаляпин берёт у Усатова уроки. Причём Дмитрий Андреевич, про­никшись судьбой талантливого самородка, обучал его совершенно бесплатно. До встречи с Усатовым Шаляпин уже выходил на сцену, но был ещё в са­мом начале творческого пути и серьёзно не занимался своим голосом.

«Я всегда внимательно и с любовью слушал поучения этого человека, который, выта­щив меня из грязи, бескорыст­но отдавал мне свой труд, свою энергию и знания», — написал о своём учителе Шаляпин.

Дмитрий Андреевич развил музыкальный вкус Шаляпи­на, познакомил его с лучшими произведениями, подготовил с ним оперные партии, с которы­ми Фёдор Иванович выступал в Тифлисском оперном театре.

А ещё педагог научил будущего великого певца светским манерам. В своей книге «Я был от­чаянно провинциален...» Шаляпин вспоминал :

«Но всё-таки Усатовы заставили меня обедать у них, и я претерпел немалые мучения при этом. Подавались кушанья, не виданные мною. Я не знал, как надо есть их. В тарелке с зелёной жид­костью плавало яйцо, сваренное вкрутую. Я стал давить его ложкой, оно, разумеется, выскочило из тарелки на скатерть, откуда я его снова отпра­вил в тарелку, поймав пальцами. Зрители смотрели на мои опе­рации молча, но неодобритель­но, я чувствовал это. Претерпев эти пытки несколько раз, я, ко­нечно, научился есть, не смущая соседей такими выходками, как, например, погружение пальцев в солонку или выковыривание ногтем мяса из зубов. Но это до­рого стоило мне. К тому же Уса­тов имел благородную привыч­ку говорить обо всём с чарую­щей простотой, от которой у ме­ня зеленело в глазах.

- Шаляпин, не надо шмыгать носом во время обеда! — советовал он.

Но платков у меня не было, а когда пища горя­ча и вкусна, как же можно не шмыгнуть носом ?

- Если Вы будете есть с ножа, то разрежете себе рот до ушей, — поучал Усатов».

Последние годы жизни Дмитрий Андреевич прожил в Ялте, где не только преподавал, но и участвовал в общественной жизни. Когда он умер, Шаляпин был на гастролях. Но, вернув­шись, великий бас первым делом навестил мо­гилу своего учителя.        

Память о Дмитрии Андреевиче бережно хра­нят в Алексеевке. В  местном краеведческом му­зее узнать о знаменитом земляке можно в за­ле «История родного края в XVI-XIX веках». На стенде висит портрет Дмитрия Усатова, на­учные сотрудники на экскурсии подробно рас­сказывают о нём. В юбилейные и памятные даты здесь проводят музейные гостиные, вечера памя­ти, уроки и лекции. Сейчас в музее экспониру­ют передвижной выставочный проект «Талант сквозь время и пространство», где можно позна­комиться с плеядой выдающихся людей Белгородчины, среди которых и Дмитрий Усатов.


Оперный  певец, композитор, вокальный  педагог –

    наш земляк Дмитрий Усатов



История Белогорья Улицы и площади Исторические здания Храмы Белогорья

Белгородские знаменитости Памятники истории и архитектуры Достопримечательные места Электронные ресурсы