Наша история
10 февраля исполнилось 170 лет со дня рождения Дмитрия Усатова.
Дмитрий Андреевич был оперным певцом, композитором, вокальным педагогом. В
историю он вошёл как первый и единственный учитель пения Фёдора Шаляпина. А детство и
отрочество музыканта прошли на белгородской земле, в Алексеевке.
От крепостного до солиста Большого театра
Дмитрий
Усатов родился в крепостной семье. Однако семья эта принадлежала графу Дмитрию Шереметеву, который активно занимался
благотворительностью и покровительствовал
разным видам искусства. А потому его крепостных обучали лучшие музыкальные педагоги России. Это повлияло на судьбу будущего певца.
Родители
Дмитрия Андреевича были выходцами
из Алексеевки и пели в графском хоре. В алексеевском
хоре стал петь и юный Дмитрий. После
освобождения от крепостной зависимости он
сумел поступить в Петербургскую консерваторию, был одним из лучших учеников и окончил
заведение с серебряной медалью.
Усатов ездил с частной оперной труппой по стране. За 12 лет он успел поработать
в Харькове, Киеве, Казани, Астрахани, Нижнем Новгороде, Саратове и других городах. А потом получил
приглашение в Большой театр. На его сцене
Усатов блистал десять лет. Именно в
его исполнении зрители впервые
услышали партии Куратова в «Нижегородцах»,
Елеазара в «Маккавеях», Вакулы в «Черевичках»,
Андрея в «Мазепе» и Ленского в «Евгении
Онегине». Причём предсмертная ария Ленского сорвала бурю аплодисментов.
В репертуаре лирического тенора были также романсы и
драматические партии, как, например, Рембо в «Роберте-Дьяволе» или граф
Альмавива
в «Севильском цирюльнике». Музыкальные критики отмечали усердную работу певца над
своим голосом. Когда он только окончил консерваторию, никто не думал, что юноша добьётся больших успехов. Но
постоянные занятия и умелое применение вокальных приёмов сделали его лучшим тенором
России того времени.
Однако Дмитрий Андреевич был не только выдающимся певцом, но и композитором.
Он сочинил
оперы «Хан Девлет» и «Ночь в Багдаде», а также более 50 романсов на стихи русских поэтов Алексея Кольцова, Ивана Никитина, Михаила
Лермонтова, Ивана Сурикова и других. Многие
из них пошли в репертуар прославленного Фёдора Шаляпина.
Поддержка таланта
Шаляпин и Усатов познакомились в Тифлисе. Туда Дмитрий
Андреевич отправился преподавать после того, как закончил выступать на сцене.
Будучи профессором Тифлисского
музыкального училища, он opганизовал
музыкальный кружок, а дома у себя ставил отрывки из опер. Нередко активный педагог
организовывал концерты, где выступали его ученики. В 1890-1892 годах Шаляпин
берёт у
Усатова уроки. Причём Дмитрий Андреевич, проникшись судьбой талантливого
самородка, обучал его совершенно бесплатно. До встречи с Усатовым Шаляпин уже выходил
на сцену, но был ещё в самом начале творческого пути и серьёзно не занимался своим голосом.
«Я всегда внимательно и с любовью слушал поучения этого человека, который, вытащив меня из грязи, бескорыстно отдавал мне свой труд, свою энергию и знания», — написал о своём учителе Шаляпин.
Дмитрий Андреевич развил музыкальный вкус Шаляпина, познакомил его с
лучшими произведениями, подготовил с ним оперные партии, с которыми Фёдор Иванович
выступал в Тифлисском оперном
театре.
А ещё педагог научил будущего великого певца светским манерам. В своей книге «Я
был отчаянно
провинциален...» Шаляпин вспоминал :
«Но
всё-таки Усатовы заставили меня обедать у них, и я претерпел немалые мучения
при этом. Подавались
кушанья, не виданные мною. Я не знал, как надо есть их. В тарелке с зелёной
жидкостью
плавало яйцо, сваренное вкрутую. Я стал давить его ложкой, оно, разумеется, выскочило из тарелки на скатерть, откуда я его снова отправил в тарелку, поймав пальцами. Зрители смотрели на мои операции молча, но
неодобрительно, я чувствовал это. Претерпев
эти пытки несколько раз, я, конечно,
научился есть, не смущая соседей
такими выходками, как, например, погружение пальцев в солонку или выковыривание ногтем мяса из зубов. Но это дорого стоило мне. К
тому же Усатов имел благородную привычку говорить обо всём с чарующей
простотой, от которой у меня зеленело в глазах.
- Шаляпин, не надо шмыгать носом во время обеда! — советовал он.
Но
платков у меня не было, а когда пища горяча и вкусна, как же можно не шмыгнуть носом ?
- Если Вы будете есть с ножа, то разрежете себе рот до ушей, —
поучал Усатов».
Последние годы жизни Дмитрий
Андреевич прожил в Ялте, где не только
преподавал, но и участвовал в
общественной жизни. Когда он умер,
Шаляпин был на гастролях. Но, вернувшись,
великий бас первым делом навестил могилу своего учителя.
Память о
Дмитрии Андреевиче бережно хранят в
Алексеевке. В местном краеведческом музее узнать о знаменитом земляке можно в зале «История родного края в XVI-XIX
веках». На
стенде висит портрет Дмитрия Усатова, научные сотрудники на экскурсии подробно
рассказывают
о нём. В юбилейные и памятные даты здесь проводят музейные гостиные, вечера памяти, уроки и лекции.
Сейчас в музее экспонируют передвижной выставочный проект «Талант сквозь время и
пространство», где можно познакомиться
с плеядой выдающихся людей Белгородчины,
среди которых и Дмитрий Усатов.
Оперный певец, композитор, вокальный педагог –
наш земляк Дмитрий Усатов
|