Знаменитые земляки
ТАЛАНТ. Степан Аникиевич Дегтярёв родился в 1766 году в слободе Борисовке Хотмыжского уезда Курской губернии (сейчас это посёлок
Борисовна Белгородской области) в
семье крепостного крестьянина, принадлежавшего
графам Шереметевым. В раннем
детстве мальчик проявил редкие музыкальные способности и стал учиться пению в
хоре одной из борисовских церквей.
ИЗ КРЕСТЬЯН В КОМПОЗИТОРЫ
Шереметевы заметили талантливого мальчика и в
1773 году отправили его в подмосковную
усадьбу Кусково - в домашний шереметевский театр, один из наиболее известных крепостных театров в XVIII веке. Труппа
состояла из молодых крестьян, которых обучали лучшие русские актёры и западные
музыканты. Крепостные учились пению, музыке, танцам и актёрскому
мастерству.
Труппа первой в России стала ставить оперы и балеты крупнейших западных композиторов своего времени : Гретри, Дуни, Пуччини, Паизиелло, Моцарта.
Сам граф Шереметев живо интересовался всеми новостями, происходящими в театральной жизни не только Москвы
и Петербурга, но и Парижа. Костюмы
для актёров и декорации к спектаклям
изготовляли по эскизам, присылаемым из французской столицы.
Благодаря Шереметевым Степан получил
отличное музыкальное и гуманитарное образование. Его обучали теории музыки, сольному и хоровому пению, игре
на скрипке, фортепиано и даже гуслях. Позже юноша получил позволение посещать Московский университет, где изучал русскую словесность, французский и
итальянский языки.
Иностранные языки очень пригодились Степану Аникиевичу в дальнейшем - в 1780-е годы его отправили в Италию для совершенствования музыкального образования. Вернувшись в Россию, он стал «учителем
концертов», то есть композитором и музыкальным руководителем шереметевского
театра. Дегтярёв выступал также как артист
хора, солист оперы и драматический актёр.
За годы его активного участия на сцене театра было поставлено более сотни пьес. Их уровень был настолько высок, что ценители часто отдавали
предпочтение крепостному театру, а не профессиональным театрам Москвы.
ПРАВИЛА ГАРМОНИЧЕСКИЕ
Любимым детищем графа Николая Петровича Шереметева и Степана
Аникиевича Дегтярёва была певческая капелла - профессиональный хоровой коллектив. В репертуар певческой и инструментальной
капелл входили кантаты, оратории,
реквиемы, концерты многих иностранных и русских композиторов, а также сочинения
самого Дегтярёва.
Композитор написал более 150 хоровых
произведений для капеллы, а также с большим интересом занимался с солистами и хористами, к ученикам
относился заботливо и внимательно. За время работы в капелле музыкант воспитал
сотни великолепных певцов, артистов хора и учителей приходских школ.
Зная иностранные языки, Степан Аникиевич имел
возможность следить за новинками музыкального искусства Европы. Это позволило ему перевести для своих учеников с итальянского и дополнить труд одного из крупнейших в Европе теоретиков музыки Винченцо
Манфредини «Правила гармонические и мелодические
для обучения всей музыке». В 1805 году книгу издали в Санкт-Петербурге. В течение нескольких десятилетий она была
единственным учебником для музыкантов на русском языке.
Пик популярности оркестра настал в 1800-е
годы. Коллектив мог бы радовать зрителей ещё долгие
годы, но в 1807 году из-за болезни графа оркестр,
оперную и балетную труппы ликвидировали.
ВЕК ВОЛИ НЕ ВИДАТЬ
Несмотря на свои таланты и образование,
Дегтярёв, тем не менее, оставался крепостным, и его это
очень тяготило. Много лет музыкант просил у
Шереметева вольную, но в ответ получал только обещания.
Правила в шереметевском театре были очень
строгие. За личной жизнью музыкантов следили :
свидания запрещались, карманных денег не выдавали.
Дегтярёву разрешили жениться, когда ему было уже больше сорока лет. Его женой
стала 23-летняя Агафона Григорьевна Кохановская,
дочь талантливого актёра.
Одни исследователи полагают, что Дегтярёв
всё-таки получил вольную в 1803-м или 1809 году,
другие склонны считать, что он так и остался крепостным вплоть до своей смерти в мае 1813 года.
Как бы то ни было, когда в январе 1808 года Николай Шереметев
умер, жизнь Степана Аникиевича стала очень
тяжелой. Музыкант болел чахоткой, заказов не поступало, денег на жизнь в большом городе не хватало. Дегтярёв отправил беременную жену и сына-первенца к родственникам в Борисовку, а сам остался
работать в Москве.
ПЕРВАЯ РУССКАЯ ОРАТОРИЯ
В 1809 году Россия отмечала 200-летие
освобождения от польских завоевателей - это знаменательное событие сейчас празднуют 4 ноября как День народного
единства. Тема прославления подвига Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского стала в то время очень популярна.
Поэт Николай Горчаков написал героическую поэму об
освобождении Москвы народным ополчением под предводительством Минина и
Пожарского, а композитором для создания сочинения высокого гражданского звучания выбрал Степана Дегтярёва.
Музыкант полтора месяца трудился над
ораторией - крупным вокально-симфоническим произведением
для солистов, хора и оркестра. Оратория «Минин и Пожарский, или освобождение Москвы» стала первым русским
сочинением в этом жанре. Дегтярёву удалось передать музыкальными средствами
единство и патриотизм русского народа,
особенно в массовых сценах, где для усиления передачи торжественности композитор ввёл роговой оркестр и канонаду, то есть
пальбу из пушек.
Произведение пользовалось большой популярностью. Его исполняли на открытии памятника Минину и Пожарскому
в Москве в 1818 году. Затем уроженец
Борисовки начал создавать ещё одну ораторию на патриотическую
тему - «Торжество России, или Бегство
Наполеона». Но рукопись осталась незаконченной, так
как в 1813 году Степан Дегтярёв скончался.
В память о заслугах выдающегося музыканта
его именем назвали улицы в Белгороде и Борисовке. С
1991 года имя композитора присвоили Белгородскому
музыкальному колледжу, а у здания колледжа установили
бронзовый памятник работы скульптора Анатолия Смелого.
|