Знаменитые земляки

 

ТАЛАНТ. Степан Аникиевич Дегтярёв родил­ся в 1766 году в слободе Борисовке Хотмыжского уезда Курской губернии (сейчас это по­сёлок Борисовна Белгородской облас­ти) в семье крепостного крестьянина, при­надлежавшего графам Шереметевым. В ран­нем детстве мальчик проявил редкие музы­кальные способности и стал учиться пе­нию в хоре одной из борисовских церквей.

 

 

ИЗ КРЕСТЬЯН В КОМПОЗИТОРЫ

Шереметевы заметили талантливого мальчика и в 1773 году отправили его в подмосковную усадьбу Кус­ково - в домашний шереметевский театр, один из наи­более известных крепостных театров в XVIII веке. Труп­па состояла из молодых крестьян, которых обучали луч­шие русские актёры и западные музыканты. Крепостные учились пению, музыке, танцам и актёрскому мастерству.

Труппа первой в России стала ставить оперы и ба­леты крупнейших западных композиторов своего вре­мени : Гретри, Дуни, Пуччини, Паизиелло, Моцарта. Сам граф Шереметев живо интересовался всеми новостями, происходящими в театральной жизни не только Москвы и Петербурга, но и Парижа. Костюмы для актёров и де­корации к спектаклям изготовляли по эскизам, присы­лаемым из французской столицы.

Благодаря Шереметевым Степан получил отличное музыкальное и гуманитарное образование. Его обуча­ли теории музыки, сольному и хоровому пению, игре на скрипке, фортепиано и даже гуслях. Позже юноша по­лучил позволение посещать Московский университет, где изучал русскую словесность, французский и италь­янский языки.

Иностранные языки очень пригодились Степану Аникиевичу в дальнейшем - в 1780-е годы его отпра­вили в Италию для совершенствования музыкально­го образования. Вернувшись в Россию, он стал «учи­телем концертов», то есть композитором и музыкаль­ным руководителем шереметевского театра. Дегтярёв выступал также как артист хора, солист оперы и дра­матический актёр.

За годы его активного участия на сцене театра бы­ло поставлено более сотни пьес. Их уровень был на­столько высок, что ценители часто отдавали предпоч­тение крепостному театру, а не профессиональным те­атрам Москвы.

 

 

ПРАВИЛА ГАРМОНИЧЕСКИЕ

Любимым детищем графа Николая Петровича Ше­реметева и Степана Аникиевича Дегтярёва была пев­ческая капелла - профессиональный хоровой коллек­тив. В репертуар певческой и инструментальной капелл входили кантаты, оратории, реквиемы, концерты мно­гих иностранных и русских композиторов, а также со­чинения самого Дегтярёва.

Композитор написал более 150 хоровых произведе­ний для капеллы, а также с большим интересом зани­мался с солистами и хористами, к ученикам относился заботливо и внимательно. За время работы в капелле музыкант воспитал сотни великолепных певцов, артис­тов хора и учителей приходских школ. 

Зная иностранные языки, Степан Аникиевич имел возможность следить за новинками музыкального искусства Европы. Это позволило ему перевести для своих учеников с итальянского и дополнить труд од­ного из крупнейших в Европе теоретиков музыки Винченцо Манфредини «Правила гармонические и мело­дические для обучения всей музыке». В 1805 году книгу издали в Санкт-Петербурге. В течение нескольких десятилетий она была единственным учебником для музыкантов на русском языке.

Пик популярности оркестра настал в 1800-е годы. Коллектив мог бы радовать зрителей ещё долгие годы, но в 1807 году из-за болезни графа оркестр, оперную и балетную труппы ликвидировали.

 

 

ВЕК ВОЛИ НЕ ВИДАТЬ 

Несмотря на свои таланты и образование, Дегтярёв, тем не менее, оставался крепостным, и его это очень тя­готило. Много лет музыкант просил у Шереметева воль­ную, но в ответ получал только обещания.

Правила в шереметевском театре были очень стро­гие. За личной жизнью музыкантов следили : свидания запрещались, карманных денег не выдавали. Дегтярёву разрешили жениться, когда ему было уже больше соро­ка лет. Его женой стала 23-летняя Агафона Григорьевна Кохановская, дочь талантливого актёра.

Одни исследователи полагают, что Дегтярёв всё-таки получил вольную в 1803-м или 1809 году, другие склонны считать, что он так и остался крепостным вплоть до своей смерти в мае 1813 года. 

Как бы то ни было, когда в январе 1808 года Нико­лай Шереметев умер, жизнь Степана Аникиевича ста­ла очень тяжелой. Музыкант болел чахоткой, заказов не поступало, денег на жизнь в большом городе не хвата­ло. Дегтярёв отправил беременную жену и сына-пер­венца к родственникам в Борисовку, а сам остался ра­ботать в Москве.

 

ПЕРВАЯ РУССКАЯ ОРАТОРИЯ

В 1809 году Россия отмечала 200-летие освобожде­ния от польских завоевателей - это знаменательное со­бытие сейчас празднуют 4 ноября как День народного единства. Тема прославления подвига Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского стала в то время очень популяр­на. Поэт Николай Горчаков написал героическую поэму об освобождении Москвы народным ополчением под предводительством Минина и Пожарского, а компози­тором для создания сочинения высокого гражданского звучания выбрал Степана Дегтярёва.

Музыкант полтора месяца трудился над ораторией - крупным вокально-симфоническим произведением для солистов, хора и оркестра. Оратория «Минин и Пожар­ский, или освобождение Москвы» стала первым рус­ским сочинением в этом жанре. Дегтярёву удалось пе­редать музыкальными средствами единство и патрио­тизм русского народа, особенно в массовых сценах, где для усиления передачи торжественности компо­зитор ввёл роговой оркестр и канонаду, то есть паль­бу из пушек.

Произведение пользовалось большой популяр­ностью. Его исполняли на открытии памятника Мини­ну и Пожарскому в Москве в 1818 году. Затем уроже­нец Борисовки начал создавать ещё одну ораторию на патриотическую тему - «Торжество России, или Бег­ство Наполеона». Но рукопись осталась незакончен­ной, так как в 1813 году Степан Дегтярёв скончался.

В память о заслугах выдающегося музыканта его име­нем назвали улицы в Белгороде и Борисовке. С 1991 го­да имя композитора присвоили Белгородскому музыкаль­ному колледжу, а у здания колледжа установили бронзо­вый памятник работы скульптора Анатолия Смелого.



Степан Аникиевич Дегтярёв

Памятник Степану Дегтярёву в Белгороде

 Степан Дегтярёв дирижирует оркестром


История Белогорья Улицы и площади Исторические здания Храмы Белогорья

Белгородские знаменитости Памятники истории и архитектуры Достопримечательные места Электронные ресурсы