Сегодня, 26 сентября, исполняется 139 лет со дня основания Белгород­ского государственного университета. Универ­ситет начинает отсчет дней до своего ста со­рокалетнего юбилея.

История НИУ «БелГУ» уходит в 1876 год, когда в Белгороде был от­крыт учительский ин­ститут, ставший девя­тым подобным учебным заведением в России. И связана она с целой эпо­хой в российском образо­вании.

 

ВЫСОЧАЙШЕ УТВЕРЖДЕНО

А начиналось все с письма управля­ющего Министерством Народного Просвещения департамента по делам учительских институтов господину Управляющему Министерством фи­нансов от 1 августа 1875 года, в кото­ром сказано о предложении открыть учительский институт в г. Белгороде Курской губернии и просьбе о выделе­нии денежных средств на обустрой­ство помещения: 24 тысячи 450 руб­лей. Вопросами о найме помещения для учительского института занимался Тайный Советник Воскресенский, о чем также свидетельствует письмо По­печителя Харьковского учебного окру­га управляющему Министерством На­родного Просвещения от 11 июля 1875 года. (Наименование должностей и учреждений здесь и далее приводится в точном соответствии с оригиналом документов).

- Письма эти были найдены в Российском государственном историческом архиве совсем недавно. И сегодня у нас в музее хранятся копии докумен­тов, связанных с историей создания в Белгороде учительского института, - рассказывает заведующая музеем истории НИУ «БелГУ» И. В. Денисова. - В письме Попечителя Харьковского учебного округа говорится о подписа­нии Контракта с купцом Мачуриным и выделении его дома (на снимке) под помещение учительского института. Попечитель просит выделить 5000 рублей на приспособление дома купца Мачурина, а 5000 рублей на приобретение мебели и учебных пособий. По­томственный Почетный гражданин Мачурин обязался произвести в нанятых у него зданиях «необходимые исправления для потребностей института». И, надо сказать, слово свое сдержал, К определенному контрактом сроку здание было вполне готово. Об этом рассказывается в январском номере журнала Министерства Народного Просвещения за 1877 год.

Из него же мы узнаем о том, как про­ходили торжества по поводу открытия в Белгороде 26 сентября 1876 года учительского института. На церемонию были приглашены «почтенные лица из местного общества», молебен совер­шил ректор Курской духовной семина­рии, протоиерей Невский «в сослужении с законоучителями гимназии и Института». По окончании молебна все помещения «были окроплены свя­тою водою, а по возвращении в зал господин Попечитель Харьковского учебного округа Петр Жерве произнес речь, где изложил сущность «Высо­чайше утвержденных 31 мая 1872 года Положений об учительских институтах и городских училищах».

Этот документ, подписанный Алек­сандром II, получил статус закона. И в 1872 году в России были открыты пер­вые два института : в Санкт-Петербурге и в Москве, позднее - в Тифлисе, Фео­досии, Глухове (Киевский округ), Виль­но. «Справочная книга» Русского ка­лендаря за 1882 г. называет Белгород­ский учительский институт в числе первых девяти подобных учебных за­ведений России.

Есть в музее истории НИУ «БелГУ» копия еще одного интересного письма, из которого мы узнаем, как выбирали первого директора Белгородского учительского института. 16 июня 1876 го­да, то есть почти за три месяца до открытия института, Попечитель Харь­ковского учебного округа пишет : «Оза­бочиваясь приисканием достойного кандидата на должность Директора сказанного института, я остановился на бывшем директоре Виленского Мариинского высшего женского училища, надворном советнике Рощине, состоя­щем ныне при Министерстве Народно­го Просвещения, изъявившем желание на предоставление ему означенного места. Вследствие чего получив от По­печителя Виленского учебного округа самый лестный отзыв о нравственных качествах и педагогических способно­стях г. Рощина и имев случай сам, при личных объяснениях с Рощиным, убе­диться в его способностях, я долгом поставляю покорнейше просить Ваше Сиятельство о назначении состоящего при Министерстве Народного Просве­щения надворного советника Рощина Директором Белгородского учитель­ского института с 1 июля 1876 г.».

 

ПЕРВЫЙ ДИРЕКТОР

Что сегодня известно о первом ди­ректоре Белгородского учительского института? Немного. Но то, что уда­лось установить на сегодняшний день заведующей музеем истории НИУ «БелГУ», ученым, показывает, что Па­вел Емельянович Рощин в годы своего директорства многое сделал для ста­новления института и подготовки педа­гогических кадров для городских учи­лищ.

Вот что рассказал о проведенных разысканиях доктор географических наук, профессор НИУ «БелГУ» В. М. Московкин :

- Сведения о первом директоре Рощине опирались на статью «Об открытии учительского института в Бел­городе», опубликованную в журнале Министерства народного просвеще­ния за 1877 год. Но в ней он упомянут без имени и отчества. В этой статье отмечены его заслуги в обустройстве института, а также написано : «Уроки русского языка с церковнославянским впредь до приискания особого учите­ля,   приняты директором   на  себя». Информацию о Павле Емельяновиче Рощине удалось найти в Циркулярах по управлению Виленским учебным округом, которые хранятся в отде­ле редкой книги Центральной науч­ной библиотеки Харьковского нацио­нального университета имени В. Н. Каразина.

Как установил Владимир Михайло­вич, П. Е. Рощин возглавил учительский институт в Белгороде уже извест­ным педагогом, редактором и чиновни­ком. До этого была работа в канцеля­рии попечителя. В 1872 году Павла Емельяновича произвели в чин над­ворного советника. Есть в Циркулярах запись о том, что с 1 апреля 1867 года он был назначен на должность прави­теля канцелярии попечителя. А в 1872 году по Министерству народного про­свещения от 17 июля вышло распоря­жение о производстве г. Рощина в чин надворного советника. В 1873-1875 годах П. Е, Рощин служил директором народных училищ Могилевской губер­нии, потом был назначен окружным инспектором Виленского учебного округа. А в 1876 году, присвоив чин коллежского советника, Павла Емелья­новича назначают на должность дирек­тора Белгородского учительского ин­ститута.

- За более чем двухлетний период работы в должности директора института Рощин поставил в нем на высокий уровень управленческий и учебный процесс, - считает профессор Москов­кин. - Павел Емельянович работал над усовершенствованием своего учебни­ка по педагогике во время директор­ства в этом институте и, естественно, внедрял в учебный процесс основные его положения. Они, кстати, не утрати­ли своей актуальности и сегодня. Так, по Рощину, физическое и духовное в человеке связаны между собой и взаимодействуют, а следовательно, вос­питание должно быть физическим (воспитание тепа) и духовным (разви­тие душевных способностей - ум­ственных, чувственных, в том числе нравственно-религиозных, эстетиче­ских). Павел Емельянович был убеж­ден, что всесторонне развитый чело­век является наиболее жизнеспособ­ным, что имеет огромное значение в практической деятельности людей.

Учебник П. Е. Рощина по педагогике использовался   при   изучении   курса педагогики и дидактики в женских гимназиях, учительских семинариях и институтах России, по крайней мере до революции 1917 года. Установлено также, что в Зауралье в конце XIX - на­чале XX века в мужских и женских гимназиях педагогику и дидактику чи­тали по учебнику Рощина.

28 октября 1878 года директор Бел­городского учительского института был уволен со службы согласно прошению. Скончался П. Е. Рощин 26 февраля 1903 года. За 25-летнюю службу мужа вдове Евдокии Рощиной была назна­чена половина оклада пенсии, произ­водившейся покойному Рощину.

 

ЗАГЛЯНЕМ В ЗАКРЫТОЕ ЗАВЕДЕНИЕ

Интересные факты о том, как стро­ился учебный процесс в учительском институте на начальном этапе его раз­вития, кто и как поступал в это учебное заведение, рассказала заведующая музеем истории НИУ «БелГУ» И. В. Денисова :

- Учительские институты являлись закрытыми учебными заведениями. Срок обучения составлял три года, а студентов называли «воспитанника­ми». При каждом институте «для прак­тических упражнений воспитанников в преподавании» существовало одноклассное или двухклассное городское училище и дополнительные курсы для учителей уездных (городских) училищ.

В младший класс городского учили­ща было принято 22 ученика 7-8-летнего возраста, нигде еще не обучав­шихся.

Возраст поступающих в учительские институты был строго ограничен - не моложе 16 лет. Поступали выдержав­шие экзамены за курс уездного (город­ского) училища по «программам, ут­вержденным Министерством Народно­го Просвещения». Предпочтение, од­нако, отдавалось тем из поступающих, которые окончили учительские семи­нарии и преподавали в начальных школах.

Абитуриенты Белгородского учи­тельского института сдавали восемь вступительных экзаменов : по Закону Божьему, русскому языку, истории, географии, естествознанию, физике, гео­метрии, арифметике. Большое значе­ние придавалось выяснению общего уровня развития поступающих. Напри­мер, проводились испытания по пению - необходимо было показать знание нот и практическое знакомство с цер­ковным пением. Обязательным также был медицинский осмотр экзаменую­щихся. Конкурс в разные годы составлял 2-4 человека на место. К примеру, в 1876 году из 26 абитуриентов в Белгородский учительский институт поступили 17. А в 1908 году из 108 по­ступило всего 48 человек. В первые после открытия годы воспитанниками института являлись в основном сы­новья дворян, чиновников, лиц духов­ного звания из Курской, Харьковской, Тамбовской, Киевской, Московской, Рязанской и Владимирской губерний. Позже стали прибавляться представи­тели городских сословий и крестьян.

...И это было только начало истории учебного заведения, которое сегодня всем известно как НИУ «БелГУ».







История Белогорья Улицы и площади Исторические здания Храмы Белогорья

Белгородские знаменитости Памятники истории и архитектуры Достопримечательные места Электронные ресурсы