Сегодня, 26 сентября, исполняется 139 лет со дня основания
Белгородского государственного университета. Университет начинает отсчет дней до своего ста сорокалетнего юбилея.
История
НИУ «БелГУ» уходит в 1876 год, когда в Белгороде был открыт учительский институт,
ставший девятым подобным учебным заведением
в России. И связана она с целой эпохой
в российском образовании.
ВЫСОЧАЙШЕ УТВЕРЖДЕНО
А начиналось все с письма управляющего Министерством Народного Просвещения департамента по делам учительских институтов господину Управляющему Министерством финансов от 1 августа 1875 года, в котором сказано о
предложении открыть учительский институт в г. Белгороде Курской губернии и просьбе о выделении денежных средств на обустройство помещения: 24 тысячи 450 рублей. Вопросами о найме помещения для учительского института занимался Тайный
Советник Воскресенский, о чем также
свидетельствует письмо Попечителя
Харьковского учебного округа управляющему Министерством Народного Просвещения от 11 июля 1875 года. (Наименование должностей и учреждений здесь и далее приводится в точном соответствии с оригиналом документов).
- Письма эти были найдены в Российском государственном историческом архиве совсем недавно. И сегодня у нас в музее хранятся копии документов, связанных с историей создания в Белгороде
учительского института, - рассказывает заведующая музеем истории НИУ «БелГУ» И. В. Денисова. - В письме
Попечителя Харьковского учебного округа говорится о подписании Контракта с
купцом Мачуриным и выделении его дома (на снимке) под помещение учительского института. Попечитель просит выделить 5000 рублей на приспособление дома купца Мачурина, а 5000 рублей на приобретение мебели и
учебных пособий. Потомственный
Почетный гражданин Мачурин обязался
произвести в нанятых у него зданиях
«необходимые исправления для
потребностей института». И, надо
сказать, слово свое сдержал, К определенному контрактом сроку здание было вполне готово. Об этом рассказывается в январском номере журнала
Министерства Народного Просвещения за 1877
год.
Из него же мы узнаем о том, как проходили торжества по поводу открытия в Белгороде 26
сентября 1876 года учительского института. На церемонию были приглашены «почтенные лица из местного общества», молебен совершил ректор Курской духовной семинарии, протоиерей Невский «в сослужении с законоучителями
гимназии и Института». По окончании молебна все помещения «были окроплены святою водою, а по возвращении в зал господин Попечитель Харьковского учебного округа Петр Жерве произнес речь, где изложил сущность «Высочайше утвержденных 31 мая 1872 года Положений об учительских институтах и городских училищах».
Этот документ, подписанный Александром II, получил статус
закона. И в 1872 году в России были открыты первые два института : в Санкт-Петербурге и в Москве, позднее - в Тифлисе, Феодосии, Глухове
(Киевский округ), Вильно. «Справочная книга» Русского календаря за 1882
г. называет Белгородский
учительский институт в числе первых девяти
подобных учебных заведений России.
Есть в музее истории НИУ «БелГУ» копия еще
одного интересного письма, из которого мы узнаем, как выбирали первого
директора Белгородского учительского института. 16 июня 1876 года, то есть почти за три месяца до открытия института, Попечитель Харьковского учебного округа пишет : «Озабочиваясь приисканием достойного кандидата на должность Директора сказанного института, я
остановился на бывшем директоре Виленского Мариинского
высшего женского училища, надворном советнике Рощине, состоящем ныне при Министерстве Народного Просвещения, изъявившем желание на предоставление ему означенного места. Вследствие чего получив от Попечителя Виленского учебного округа самый лестный отзыв
о нравственных качествах и педагогических способностях г. Рощина и имев случай
сам, при личных объяснениях с Рощиным, убедиться в его способностях, я долгом
поставляю покорнейше просить Ваше Сиятельство
о назначении состоящего при Министерстве Народного Просвещения
надворного советника Рощина Директором
Белгородского учительского института с 1 июля 1876 г.».
ПЕРВЫЙ ДИРЕКТОР
Что сегодня известно о первом директоре Белгородского учительского института? Немного. Но
то, что удалось установить на сегодняшний день заведующей музеем истории НИУ «БелГУ», ученым, показывает, что Павел Емельянович Рощин в годы своего директорства многое сделал для становления института и подготовки педагогических кадров для городских училищ.
Вот что рассказал о проведенных разысканиях
доктор географических наук, профессор НИУ «БелГУ» В. М. Московкин :
- Сведения о первом директоре Рощине опирались на статью «Об открытии учительского
института в Белгороде», опубликованную в журнале Министерства
народного просвещения за 1877 год. Но в ней он упомянут без
имени и отчества. В этой статье отмечены его заслуги в обустройстве института, а также написано : «Уроки русского языка с церковнославянским впредь до приискания особого учителя, приняты
директором на себя». Информацию о Павле Емельяновиче Рощине
удалось найти в Циркулярах по управлению Виленским учебным округом, которые хранятся в отделе
редкой книги Центральной научной
библиотеки Харьковского национального университета имени В. Н. Каразина.
Как установил Владимир Михайлович, П. Е. Рощин возглавил учительский институт в Белгороде уже известным педагогом, редактором и чиновником. До этого была работа в канцелярии попечителя. В
1872 году Павла Емельяновича произвели в чин надворного советника. Есть в Циркулярах запись о том, что с 1 апреля 1867 года он был назначен
на должность правителя канцелярии попечителя. А в 1872 году по Министерству народного просвещения от 17 июля вышло распоряжение о производстве г.
Рощина в чин надворного советника. В 1873-1875 годах П. Е, Рощин служил директором народных училищ Могилевской губернии, потом был назначен окружным инспектором Виленского учебного округа. А в 1876 году, присвоив чин коллежского советника, Павла Емельяновича назначают на
должность директора Белгородского учительского института.
- За более чем двухлетний период работы в
должности директора института Рощин поставил в нем на высокий уровень управленческий и учебный процесс, - считает профессор Московкин. - Павел Емельянович работал над усовершенствованием своего учебника по педагогике во время директорства в этом институте
и, естественно, внедрял в учебный процесс основные его положения. Они, кстати, не утратили своей актуальности и сегодня. Так, по Рощину, физическое и духовное в человеке связаны между собой и взаимодействуют, а
следовательно, воспитание должно быть физическим (воспитание тепа) и духовным (развитие душевных способностей - умственных, чувственных, в том числе нравственно-религиозных, эстетических). Павел Емельянович был убежден, что всесторонне развитый человек является наиболее жизнеспособным, что имеет огромное значение в практической
деятельности людей.
Учебник П. Е. Рощина по педагогике использовался
при изучении курса педагогики и дидактики в женских
гимназиях, учительских семинариях и институтах России, по крайней мере до революции 1917 года. Установлено также, что в Зауралье в конце XIX - начале XX века в мужских и женских гимназиях
педагогику и дидактику читали по учебнику Рощина.
28 октября 1878 года директор Белгородского учительского института был уволен со службы
согласно прошению. Скончался П. Е. Рощин 26 февраля 1903 года. За 25-летнюю службу мужа вдове Евдокии Рощиной была назначена половина оклада пенсии, производившейся покойному Рощину.
ЗАГЛЯНЕМ В ЗАКРЫТОЕ ЗАВЕДЕНИЕ
Интересные факты о том, как строился учебный процесс в учительском институте на начальном этапе его развития, кто и как
поступал в это учебное заведение, рассказала заведующая музеем истории НИУ «БелГУ» И. В. Денисова :
- Учительские институты являлись закрытыми учебными заведениями. Срок обучения составлял три года, а студентов называли «воспитанниками». При каждом институте «для практических упражнений
воспитанников в преподавании» существовало одноклассное или двухклассное городское училище и дополнительные курсы для учителей уездных (городских) училищ.
В младший класс городского училища было принято 22 ученика 7-8-летнего возраста, нигде еще не обучавшихся.
Возраст поступающих в учительские институты был строго ограничен - не моложе 16 лет. Поступали выдержавшие экзамены за курс уездного (городского) училища по «программам, утвержденным Министерством Народного Просвещения». Предпочтение, однако, отдавалось тем из поступающих, которые окончили учительские семинарии и преподавали в
начальных школах.
Абитуриенты Белгородского учительского института сдавали восемь вступительных экзаменов : по Закону Божьему, русскому языку, истории, географии, естествознанию, физике, геометрии, арифметике. Большое
значение придавалось выяснению общего уровня развития поступающих. Например, проводились испытания по пению - необходимо было показать знание нот и практическое знакомство с церковным пением. Обязательным также был медицинский осмотр экзаменующихся. Конкурс в разные годы составлял 2-4 человека на
место. К примеру, в 1876 году из 26 абитуриентов в Белгородский учительский институт поступили 17. А в 1908 году из 108 поступило всего 48 человек. В первые после открытия годы
воспитанниками института являлись в основном сыновья
дворян, чиновников, лиц духовного звания из
Курской, Харьковской, Тамбовской, Киевской, Московской, Рязанской и Владимирской губерний. Позже стали прибавляться представители городских сословий и крестьян.
...И это было только начало истории учебного заведения, которое сегодня всем известно как НИУ «БелГУ».
|