Свидетели истории
Дом Белгородской епархии
Спасенный от уничтожения, он
стал памятником архитектуры
На углу проспекта Славы и
улицы Чумичова стоит дом, выделяясь старинной
архитектурой и интересным
оформлением фасада. В современном городском мире из стекла и бетона он, как
цветок на асфальте, - яркий, необычный. Принадлежит дом
Белгородско-Старооскольской епархии.
Сейчас трудно
представить, что чуть более двух десятков лет назад ему был вынесен приговор:
«ремонту не подлежит и не имеет никакой ценности». Только благодаря
неравнодушным людям, ставшим на защиту дома, и священнослужителям решение о
сносе отменили, а здание передали в ведение епархии.
После
реконструкции и реставрации у него началась новая жизнь - из обычного жилого
дома с коммунальными квартирами он превратился в духовный центр целой епархии.
8 апреля 1997 года епископ Белгородский и Старооскольский Иоанн освятил его, и
теперь это, по сути, новая дата его рождения.
История дома
скрывается в глубине веков, даже существует легенда, что именно в нем останавливалась
великая императрица Екатерина II, возвращаясь в 1787 году из Таврии в Москву.
Но дом с названием «Екатерининский» существовал на улице Новоселовской
(современный Народный бульвар) и был подарен городу купцами Сорокиным и
Слатиным в 1827 году. Вероятнее всего, по причине остановки в нем императрицы
на протяжении многих лет именно тот дом носил такое название. Однако, изучая
историю епархиального дома, мы тоже сделали маленькие открытия.
Дом Павловых
Родословная
любого рода пишется сначала от последнего его представителя, те же правила
нужно соблюдать, приступая к изучению истории здания. Совершенно случайно в
одном из архивных дел советского периода был обнаружен проект фасада этого
дома, датированный 13 сентября 1918 года. С тех пор прошло почти сто лет, но
дом легко узнаваем. Проект вместе с прошением его владельцев Анны Дмитриевны Аксеновой
и Елизаветы Павловой был направлен из городской управы начальнику городской
державной варты Белгорода. Державная варта - государственная полиция периода
оккупации города немецко-гайдамацкими войсками в 1918 году. Прошение содержало
просьбу владельцев разрешить переделать окно, выходящее на Смоленскую улицу, в
дверь. На документе стоит штамп, гласящий: «усадебное с домом место, состоящее
во 2–й части города Белгорода третьего квартала, под номером девятым записано
по четвертому участку наследниками Дмитрия Яковлевича Павлова и Анной
Дмитриевной Аксеновой и оценено по городской оценке 3500 рублей».
Таким образом,
до революции 1917 года дом принадлежал Дмитрию Яковлевичу Павлову. В окладных
книгах по сбору налога с недвижимого имущества за 1911 год есть его описание:
«дом трехэтажный, ледовая баня, два амбара, два флигеля одноэтажных и сарай
деревянный, флигель двухэтажный, смешанный». Общая оценка имущества составляла
17300 рублей. Владельцами дома значились «наследники купеческого брата Дмитрия
Яковлевича и мещанина Василия Дмитриевича Павловых».
«Купеческий
брат» - странная формулировка сословной принадлежности, которую невозможно
встретить в других документах. В списках белгородских купцов XIX века такая
фамилия не значится. Однако в начале XX века членом городской управы долгое
время являлся Николай Николаевич Павлов, неоднократно упоминающийся в архивных
документах. Оказалось, что его отцом был елецкий 3-й гильдии купец Николай
Яковлевич Павлов, купивший 12 октября 1856 года дом в центре Белгорода на Московской
улице (ныне Танкиста Попова) у поручика Сорокина. Очевидно, что елецкий купец
Николай Яковлевич и владелец нашего дома Дмитрий Яковлевич Павловы были
братьями и появились в нашем городе только во второй половине XIX века. Василий
Дмитриевич Павлов и Анна Дмитриевна Аксенова были детьми «купеческого брата»
Дмитрия Яковлевича. Они были мещанами и к купеческим гильдиям не имели
отношения, но являлись состоятельными гражданами. Вероятно, поэтому в
формулировку «купеческий брат» дореволюционные чиновники вложили особо
почитаемое отношение к этому семейству. Возможно, разгадка кроется в том, что
Василий Дмитриевич Павлов являлся
служащим Белгородского общественного Николая Чумичева банка - его имя есть в
списке служащих банка за 1906 год, имеющих право на участие в выборах в
Государственную думу.
Постройка дома
Дмитрием Павловым маловероятна, поскольку елецкие братья появились в Белгороде
только во второй половине XIX века, когда центр города уже был застроен.
Дом профессора семинарии
Документов, содержащих
описание городских домов и их владельцев, сохранилось незначительное
количество. Список владельцев домов этого квартала XIX века имеется только за
1852 год. Разница более чем в полвека оставляла мало шансов правильно
определить его обладателя. Однако по фамилиям хозяев соседних домов удалось это
сделать - ранее дом принадлежал профессору Курской семинарии Николаю
Васильевичу Трофимовскому.
Он - известный
смоленский историк, профессор, преподавал в Смоленской духовной семинарии с
1859 по 1886 годы, о нем написаны и опубликованы статьи. О том, что этот
уважаемый человек жил и трудился в нашем городе, до настоящего времени было
неизвестно.
Николай
Васильевич родился в семье священника в Харьковской губернии. С 1829 по 1835
годы учился в Харьковской духовной семинарии, а затем, с 1835 по 1839 годы, - в
Киевской духовной академии. После учебы был определен учителем в Курскую
духовную семинарию, которая, как известно, находилась в нашем городе. Здесь он
получил в 1842 году степень магистра богословия. Обладая разносторонними
знаниями, Николай Васильевич, помимо богословия, преподавал немецкий и
латинский языки, учение о вероисповеданиях и расколе, гражданскую историю и
«соединенные с нею предметы». В Белгороде он отыскал свою спутницу жизни - в
Смоленской церкви 23 августа 1844 года свершилось таинство бракосочетания
профессора семинарии с купеческой дочерью Александрой Васильевной Митрофановой,
о чем сохранилась запись в метрической книге. Кстати, купец Митрофанов жил
практически рядом с его домом, в том же квартале города.
В октябре 1859
года распоряжением Святейшего Синода Трофимовский был переведен в Смоленскую
духовную семинарию профессором по классам словесности и латинского языка. В
Смоленске он более четверти века трудился на благо духовного образования -
преподавал в духовной семинарии, училище девиц духовного звания, состоял
смотрителем Рославского и Вяземского духовных училищ. За успехи в обучении
юношества был награжден орденами Св. Анны II и III степеней, Св. Владимира IV
степени, а в память Русско-турецкой войны 1853-1856 годов - бронзовой медалью
на Владимирской ленте. В 1886 году Николай Васильевич вышел в отставку и жил в
Вязьме, где умер 14 ноября 1887 года и был похоронен на территории
Иоанно-Предтечевского монастыря.
Талантливый педагог,
профессор словесности Н.В. Трофимовский оставил заметный след в духовном
образовании. Находясь на службе в Смоленской семинарии, он создал
«Историко-статистическое описание Смоленской епархии», изданное в
Санкт-Петербурге в 1864 году. Искусно обладая слогом, доступно изложил важнейшие
этапы становления православия на смоленской земле. Для этого он изучил
историческую литературу - древнерусские летописи и труды историков Н.М. Карамзина,
СМ. Соловьева, П.Е. Никитина. Но самое главное, использовал материалы архивов
духовной консистории, канцелярии епископа Смоленского и Дорогобужского,
смоленских церквей и монастырей.
Был ли профессор
первым владельцем дома? Доподлинно установить пока не удалось. Вероятно, он и
являлся его строителем, а помог ему в этом тесть купеческого звания. Перевод
профессора в другой город поспособствовал продаже его «купеческому брату»
Дмитрию Павлову, наследники которого являлись владельцами дома до 1918 года.
Тяжелые годы гражданской войны, период немецко-гайдамацкой оккупации, видимо,
вынудили последних хозяев дома подать прошение оккупационным властям об
установлении на место окна двери на улицу Смоленскую. Возможно, это позволило
бы им открыть какое-нибудь торговое заведение и выжить в то нелегкое время.
Скорее всего, последующие исторические события не позволили это сделать
последним владельцам дома. Гражданская война, разруха и коренные изменения в
стране не способствовали домовладельцам улучшать свой быт, поскольку следов
воплощения этого проекта в жизнь не видно.
Уже в середине
20-х годов прошлого века дом был поделен на коммунальные квартиры и заселен
разными людьми.
Однако,
возвращаясь к его истории, можно сказать, чудесного спасения от неминуемой
гибели, невольно приходит мысль небесного покровительства над домом его, возможно,
первого владельца - священника и гражданина, преклонявшего голову перед
историей своей страны. Видимо, он до сих пор оберегает его как свое дитя, помогая
нам не разорвать связь времен и продолжать восхищаться творениями наших
предков.
|