Наверняка
немало жителей и гостей нашего города побывали
у памятника великому художнику слова, русскому писателю,
лауреату Нобелевской премии Ивану
Алексеевичу Бунину. На постаменте памятника высечены строки : «В долинах под Белгородом
милая скромность празднично цветущих
вишневых садов, мелом белеющих хат...».
Памятник писателю был установлен в Белгороде в 2011 году на улице Студенческой, на
площадке у
здания НИУ «БелГУ». Идея его создания принадлежала преподавателям и студентам этого вуза, а
воплотил ее
в камне заслуженный художник России, белгородец Анатолий Шишков.
Бывая у памятника и вглядываясь в черты великого мастера слова,
невольно вспоминаются
страницы его жизни, особенно связанные с нашим краем.
В 1889 году девятнадцатилетний Иван Бунин покинул родовое гнездо - хутор Бутырки в Орловской
губернии.
Оно было уже почти разорено отцом, увлекавшимся не только охотой, но и карточной игрой (и при этом часто
проигрывал), вином. Юноше пришлось путешествовать по стране в поисках средств к существованию, работать
библиотекарем,
корректором, статистиком,
торговать книгами.
В Орле в
том же 1889-м он познакомился с Варей Пащенко (она тоже работала в местной газете)
и влюбился в молоденькую девушку. Они прожили вместе четыре года, прожили в гражданском браке -
Варины
родители не соглашались отдать
дочь за «бедного поэта». А когда, наконец, дали свое родительское благословение на церковное венчание, Варя... сбежала от Бунина, оставив записку : «Уезжаю, Ваня, не поминай лихом»...
А до
этого были целых четыре года вместе. Были Орел, Харьков, Полтава. Их поездка в пассажирском поезде в Полтаву, где в
земской
управе заведовал статистическим бюро его старший брат Юлий, оставили в памяти Бунина
глубокий, яркий след...
Вдали от России, заново в
воспоминаниях переживая свою жизнь, Бунин
создаст роман «Жизнь Арсеньева», наиболее
значительное произведение эмигрантской поры его творчества. Роман, который
справедливо считается главной книгой
Бунина, «главной потому, что она, при
своем невеликом объеме, как бы обняла собою все написанное им до нее», «самое
откровенное, лирическое, исповедальное
из бунинских творений» (из послесловия к последнему
собранию сочинений писателя).
В пятой книге романа есть такая страница : Арсеньев с Ликой едут в
«малорусский город, куда переселился из Харькова брат Георгий, оба на работу по
земской статистике» :
«За Курском, чем дальше, тем все теплей, радостней. На откосе вдоль шпал уже густая трава, цветы, белые бабочки, в бабочках уже лето.
- ...Смотри,
смотри, какие громадные тополя ! И уже совсем зеленые! Зачем столько мельниц ?
- Ветряков,
а не мельниц. Сейчас будут видны меловые горы,
потом Белгород.
- Я теперь понимаю тебя, я бы тоже никогда не могла жить на севере, без
этого обилия
света.
Я
опускаю окно. Тепло дует солнечный ветер, паровозный дым южно пахнет каменным углем. Она
прикрывает глаза, солнце
горячими полосами ходит по ее лицу, по играющим возле лба темным молодым волосам, по простенькому ситцевому платью, ослепительно озаряя и нагревая
его.
В
долинах под Белгородом милая скромность празднично цветущих вишневых садов, мелом белеющих
хат. На
вокзале в Белгороде ласковая скороговорка хохлушек, продающих бублики.
Она покупает и торгуется, довольная своей хозяйственностью, употреблением малорусских слов.
Вечером, в
Харькове, мы опять меняем дорогу...». Литературоведы справедливо не ставят знака
равенства между Буниным и героем романа, Варей Пащенко и Ликой. «Жизнь Арсеньева» не дневник, а художественное произведение. Неудивительно, что в нем смещено и время памятной поездки в Полтаву - с конца лета (август 1892 года) на начало.
Впрочем,
Бунину доводилось проезжать Белгород по пути на Украину не раз. Трудно сказать, в
какую из поездок
(скорее всего в самую первую) запала в память художника полная ярких красок и запахов картинка, в которой мы и сегодня - спустя целое
столетие - без труда узнаем приметы родного Белогорья.
|