Дата

 

Самые узнаваемые памятники на Белгородчине созданы народным художником России, скульптором Вячеславом Клыковым. Уже невозможно представить Соборную площадь без сидящего в кресле бронзового Щепкина, Харьковскую гору – без осеняющего наш город крестом Владимира Крестителя. Но самый запоминающийся и, пожалуй, самый красивый символ Белгородчины – величественная белоснежная звонница на Прохоровском поле. 19 октября автор этих монументов отметил бы свое 75-летие…

 

Истинно русский - так говорят о Вя­чеславе Клыкове все, кто его знал и был знаком с творчеством мастера. Он любил поэзию, интересовался многими отрасля­ми науки, глубоко изучал историю. Окру­жающих поражали его эрудированность, глубокие знания в самых разных областях жизни. Потому все его скульптурные обра­зы продуманные и очень точные: деятели культуры, науки, литературы, ученые и по­эты, священнослужители и герои-воины.

 

Такие разные герои

Его памятники нашим святым и полко­водцам широко известны. Но вот, если бы не Клыков, поставивший Поклонный крест на Красной Поляне (Курская область), не

знали бы мы о подвиге русских ратников, цедивших ногайскую орду хана Мамая в 1709 году, идущую на помощь Карлу XII в Полтавской битве. Если бы не Клы­ков, создавший памятники великому кня­зю Киевскому Святославу (Запорожье и Белгородская область), не отметили бы мы 1040-ю годовщину разгрома Хазар­ского каганата. А его памятники великому патриоту России П. А. Столыпину, певице Надежде Плевицкой, княгине Елизавете Фёдоровне, Первому солдату Преобра­женского полка Сергею Бухвостову ! За каждым именем - русская история, воз­вращенная нам скульптором.

Интересно, что среди работ Вячесла­ва Михайловича есть монументы людям, которые в жизни были непримиримыми противниками. Он, например, почти одно­временно, причем практически в соседних селах  Нижегородской  области,  поставил памятники патриарху Никону и протопопу-старообрядцу Аввакуму. Можно, конечно, допустить, что преподобный Серафим Саровский и бог торговли Меркурий в ма­стерской скульптора соседствовали мир­но, но красного маршала Жукова и белого адмирала Колчака, наверное, приходи­лось разнимать.

Почему Клыков выбирал столь разных персонажей для своих скульптур? Можно предположить, что секрет его предпочтений кроется в биографии.

Он родился в селе Мармыжи Курской области 19 октября 1939 года. Он всегда гордился своей малой родиной, любил её до самозабвения, не раз говорил, что от­туда, из курских степей, у него всё : и ви­дение, и любовь к земле, и глазомер, и интуиция, и чувство соразмерности. «Я вот из крестьян, - говорил Вячеслав Ми­хайлович в одном интервью, - у нас род был большой. А советская власть разде­лила его натрое. Три брата - три деда. Один был коммунист, советскую власть устанавливал, это мой родной дед. Вто­рой - крестьянин-середняк, которого рас­кулачивал родной брат. А третий стал монахом Киево-Печерской лавры, отец Иоанн, он был причислен к лику святых. А то, что наша земля сейчас пребыва­ет в мерзости запустения, виноваты мы сами...».

Судьба всех трёх дедов осталась в памя­ти Вячеслава Михайловича, сформировав его гражданскую позицию. «Я люблю нашу историю, люблю Россию, русский народ, я сам русский человек. Все, что связано с на­шей Родиной, для меня близко, дорого, я переживаю ее судьбу, как свою личную. Вы знаете, как легче всего выйти из болота - по вешкам, оставленным для тебя добры­ми людьми. Так и я ставлю на пути россиян образы великих предков – чтоб не сбили их с истинного пути мутные соблазны нашего времени», - говорил скульптор.

      В галерее его скульптурных портретов нет случайных людей. Сергий Радонеж­ский, Илья Муромец, Константин Рокос­совский, княгиня Ольга, Пётр I, Кирилл и Мефодий - это не просто исторические персонажи, а символы русского духа, запечатленные в камне и бронзе, выдающи­еся личности, оставившие яркий след в истории.

 

Начало пути

Рисовать и лепить Вячеслав любил с детства. Окончив строительный техни­кум, поступил в Курский педагогический институт на художественно-графический факультет. «Сразу был виден огромный талант в этом человеке, - вспоминал учившийся вместе с ним курский худож­ник Владимир Парашечкин. Он ни минуты не сидел без дела, обязательно что-то лепил, читал философские книги. В об­щежитии часто проходили вечера танцев. Так Слава никогда туда не ходил, хотя девчата его любили - высокий, статный, красивый. Еще он занимался боксом. И когда проходили бои, в зале собирался весь филологический факультет и иняз, именно там всегда училось большинство девчонок».

         Из Курска Вячеслав переехал в Москву, где окончил художественный институт имени Сурикова. Талант его получил при­знание сразу, с первых шагов. Так, его сту­денческую работу «Юность», изображаю­щую мальчика с жеребенком, приобрело Министерство культуры СССР.

Известность пришла к нему после скульптурного оформления Центрального детского музыкального театра, которым в ту пору руководила Наталья Сац, и созда­ния фигуры бога торговли Меркурия у Цен­тра международной торговли в Москве.

 

Мировая известность

В 80-е годы Вячеслав Клыков был уже вполне преуспевающим деятелем куль­туры, лауреатом  Государственной премии СССР и РСФСР. В 1996 году был удостоен звания заслуженного деятеля искусств России, с 1999-го - народный художник России. При этом он никогда не кичился своей известностью. Был простым и открытым в общении, хотя порой мог быть и суров, и резок. Умел оценить талант другого человека, понять его, искренне восхититься. За помощью, дружеским советом и участием к нему мог обратиться каждый.

Окружающих поражала его работоспо­собность. В год - до двадцати памятников ! Работать он мог и день, и ночь в прямом смысле слова, и, чтобы не упасть, просил привязать его к лесам. Причём все, даже огромные многометровые произведения Клыков лепил сам, чего давно не делает ни один другой скульптор.

Его творческий багаж - более двухсот монументальных, монументально-деко­ративных работ и скульптурных портретов ! И не только в России, но и за рубежом – в Италии, Сербии, Болгарии, Греции.

Так же вдохновенно и беззаветно Вя­чеслав Михайлович занимался обще­ственной деятельностью. С 1990 года возглавлял Международный фонд сла­вянской письменности и культуры, и с этого времени День славянской пись­менности 24 мая стал государственным праздником России. В 1995 году основал Всероссийское соборное движение, це­лью которого было восстановление са­модержавной монархии - Клыков был не только глубоко верующим человеком, но и убеждённым монархистом. В 2005 году был возрожден Союз русского народа, председателем которого тоже стал Вя­чеслав Михайлович. Его хватало на все.

Навеки у Звонницы

Он был полон неиссякаемой энергии, творческих планов и замыслов. Сколько задумок осталось у Вячеслава Михайло­вича незавершенными ? Об этом мы никог­да не узнаем. Он ушёл из жизни рано, на 67-м году жизни - врачи бессильны были победить рак... Похоронен в родном селе Мармыжи.

Спустя год после его смерти, осенью 2007 года, в Курске был открыт памятник скульптору работы его сына Андрея Клы­кова. Вячеслав Михайлович изображен сидящим в задумчивости, скрещены его натруженные руки, а на заднем плане - рабочая модель Звонницы. 

Известно, что из всех своих работ Звон­ницу Клыков выделял особо, с удоволь­ствием приезжал в Прохоровку. Теперь великий мастер всегда здесь, на белго­родской земле. В том же 2007 году брон­зовый памятник Вячеславу Клыкову (ав­тор - Анатолий Шишков) был установлен на Прохоровском поле.


Памятник Победы «Звонница» на Прохоровском поле.                                               


Памятник князю Святославу в Холках.                                                                                                       Памятник князю Владимиру в Белгороде.

История Белогорья Улицы и площади Исторические здания Храмы Белогорья

Белгородские знаменитости Памятники истории и архитектуры Достопримечательные места Электронные ресурсы