Дата
Самые узнаваемые памятники на Белгородчине созданы
народным художником России, скульптором Вячеславом Клыковым. Уже невозможно
представить Соборную площадь без сидящего в кресле бронзового Щепкина,
Харьковскую гору – без осеняющего наш город крестом Владимира Крестителя. Но
самый запоминающийся и, пожалуй, самый красивый символ Белгородчины –
величественная белоснежная звонница на Прохоровском поле. 19 октября автор этих
монументов отметил бы свое 75-летие…
Истинно русский - так говорят о Вячеславе Клыкове все, кто его
знал и был знаком с творчеством мастера. Он
любил поэзию, интересовался многими отраслями науки, глубоко изучал историю.
Окружающих поражали его эрудированность, глубокие знания в самых разных областях жизни. Потому все его
скульптурные образы продуманные и
очень точные: деятели культуры,
науки, литературы, ученые и поэты, священнослужители и герои-воины.
Такие разные герои
Его памятники
нашим святым и полководцам
широко известны. Но вот, если бы не Клыков, поставивший Поклонный крест на Красной Поляне (Курская область), не
знали бы мы о подвиге русских ратников, цедивших ногайскую орду хана Мамая в 1709 году, идущую на помощь Карлу XII в Полтавской битве. Если бы
не Клыков, создавший памятники великому князю Киевскому Святославу (Запорожье
и Белгородская область), не отметили бы мы
1040-ю годовщину разгрома Хазарского
каганата. А его памятники великому патриоту России П. А. Столыпину,
певице Надежде Плевицкой, княгине Елизавете Фёдоровне, Первому солдату Преображенского
полка Сергею Бухвостову ! За каждым именем - русская история, возвращенная нам скульптором.
Интересно, что среди работ Вячеслава
Михайловича есть монументы людям, которые в жизни были непримиримыми противниками. Он, например, почти одновременно, причем практически в соседних селах
Нижегородской области, поставил памятники патриарху Никону и протопопу-старообрядцу Аввакуму. Можно, конечно, допустить, что преподобный Серафим Саровский и
бог торговли Меркурий в мастерской скульптора соседствовали мирно, но красного маршала Жукова и белого адмирала Колчака, наверное, приходилось разнимать.
Почему Клыков выбирал столь разных персонажей для своих скульптур?
Можно предположить, что секрет его предпочтений кроется в биографии.
Он родился в селе Мармыжи Курской области 19 октября 1939 года. Он
всегда гордился своей малой родиной, любил
её до самозабвения, не раз говорил,
что оттуда, из курских степей, у него всё : и видение, и любовь к земле, и
глазомер, и интуиция, и чувство
соразмерности. «Я вот из крестьян, -
говорил Вячеслав Михайлович в одном интервью, - у нас род был большой. А
советская власть разделила его
натрое. Три брата - три деда. Один
был коммунист, советскую власть устанавливал, это мой родной дед. Второй -
крестьянин-середняк, которого раскулачивал родной брат. А третий стал монахом
Киево-Печерской лавры, отец Иоанн, он
был причислен к лику святых. А то,
что наша земля сейчас пребывает в
мерзости запустения, виноваты мы сами...».
Судьба всех трёх дедов осталась в памяти Вячеслава Михайловича, сформировав его гражданскую
позицию. «Я люблю нашу историю, люблю Россию, русский народ, я сам русский человек. Все, что связано с нашей Родиной, для меня близко, дорого, я переживаю ее судьбу, как свою личную. Вы знаете,
как легче всего выйти из болота - по вешкам,
оставленным для тебя добрыми людьми.
Так и я ставлю на пути россиян образы великих предков – чтоб не сбили их с
истинного пути мутные соблазны нашего времени», - говорил скульптор.
В галерее его скульптурных портретов нет случайных людей. Сергий
Радонежский, Илья Муромец, Константин Рокоссовский, княгиня Ольга, Пётр I, Кирилл и Мефодий - это не
просто исторические персонажи, а символы
русского духа, запечатленные в камне
и бронзе, выдающиеся личности,
оставившие яркий след в истории.
Начало пути
Рисовать и лепить Вячеслав любил с детства. Окончив строительный техникум, поступил в Курский
педагогический институт на художественно-графический факультет. «Сразу был виден огромный талант в этом человеке, - вспоминал
учившийся вместе с ним курский художник Владимир Парашечкин. Он ни минуты не сидел без дела, обязательно что-то лепил, читал философские книги. В общежитии часто проходили вечера танцев. Так Слава никогда туда не ходил, хотя девчата его
любили - высокий, статный, красивый. Еще он занимался боксом. И когда проходили
бои, в зале собирался весь филологический факультет и иняз, именно там
всегда училось большинство девчонок».
Из Курска Вячеслав переехал в Москву, где окончил художественный институт имени Сурикова. Талант его получил признание сразу, с первых шагов. Так, его студенческую работу «Юность», изображающую мальчика с
жеребенком, приобрело Министерство культуры СССР.
Известность пришла к нему после скульптурного
оформления Центрального детского музыкального театра, которым в ту пору
руководила Наталья Сац, и создания
фигуры бога торговли Меркурия у Центра международной торговли в Москве.
Мировая известность
В 80-е годы Вячеслав Клыков был уже вполне преуспевающим деятелем культуры, лауреатом
Государственной премии СССР и РСФСР. В
1996 году был удостоен звания заслуженного деятеля искусств
России, с 1999-го - народный художник России. При
этом он никогда не кичился своей известностью. Был простым и открытым в общении, хотя порой мог быть и суров, и резок. Умел оценить талант другого человека, понять его, искренне
восхититься. За помощью, дружеским советом и участием к нему мог обратиться каждый.
Окружающих поражала его работоспособность.
В год - до двадцати памятников ! Работать
он мог и день, и ночь в прямом смысле слова, и, чтобы не упасть, просил привязать
его к лесам. Причём все, даже огромные многометровые произведения Клыков лепил сам, чего давно не делает ни один другой скульптор.
Его творческий багаж - более двухсот монументальных, монументально-декоративных работ и скульптурных портретов ! И не только в России, но и за
рубежом – в Италии, Сербии, Болгарии, Греции.
Так же вдохновенно и беззаветно Вячеслав Михайлович занимался общественной деятельностью. С 1990 года
возглавлял Международный фонд славянской
письменности и культуры, и с этого
времени День славянской письменности
24 мая стал государственным праздником России. В 1995 году основал Всероссийское соборное движение, целью которого
было восстановление самодержавной монархии - Клыков был не только глубоко
верующим человеком, но и убеждённым
монархистом. В 2005 году был возрожден
Союз русского народа, председателем
которого тоже стал Вячеслав
Михайлович. Его хватало на все.
Навеки у Звонницы
Он был полон неиссякаемой энергии, творческих планов и замыслов. Сколько задумок осталось у Вячеслава
Михайловича незавершенными ? Об
этом мы никогда не узнаем. Он ушёл из жизни рано, на 67-м году жизни -
врачи бессильны были победить рак... Похоронен в родном селе Мармыжи.
Спустя год после его смерти, осенью 2007 года, в Курске был открыт памятник скульптору работы его сына Андрея
Клыкова. Вячеслав Михайлович изображен сидящим в задумчивости, скрещены его натруженные руки, а на заднем
плане - рабочая модель Звонницы.
Известно, что из всех своих работ Звонницу Клыков выделял особо, с удовольствием
приезжал в Прохоровку. Теперь великий мастер всегда здесь, на белгородской земле. В том же 2007 году бронзовый памятник Вячеславу Клыкову (автор -
Анатолий Шишков) был установлен на
Прохоровском поле.
Памятник Победы «Звонница» на Прохоровском поле.
Памятник князю Святославу в Холках.
Памятник князю Владимиру в Белгороде.
|