Наша история

 

Мы любим Белгород и подчас его ругаем, читаем о его исто­рии и спорим о том, как он дол­жен выглядеть сегодня. Но каким он был хотя бы 100 лет назад, боль­шинство из нас не представляет.

«Белгород... издавна на счету лучших уездных городов в Империи. Живописно лежащий на южном склоне, с 16 церквами, широкими, прямыми улицами, он производит приятное впечатление на каждого приезжающего».

Александр ДРЕНЯКИН,

член-сотрудник Императорского Русского географического общества

КРАСОТА И УХОЖЕННОСТЬ

 

- В воспоминаниях жителей начала XX века Белгород предстаёт перед нами го­родом купцов, мещан и духовенства. Его центром была базарная площадь, окружён­ная чистыми и зелёными городскими квар­талами с административными зданиями, учебными заведениями, двумя монастыря­ми и множеством церквей. Это был типич­ный облик русского провинциального город­ка вдали от крупных промышленных цент­ров. Город жил неспешной патриархальной жизнью, которую нарушила лишь прокладка в 1869 году железной дороги, ставшей на­чалом новой эпохи, - рассказывает директор Государственного архива Белгородской об­ласти Павел Субботин.

Мы лишь можем увидеть фотографии дореволюционного города и то небольшое архитектурное наследие, что нам оставили прошлые века. А определяло архитектурный облик того Белгорода и всей его жизни - православие.

- Среди городов Курской губернии Бел­город выделялся и красотой своих зданий, и общей чистотой, ухоженностью. Отча­сти это было связано с его бывшим губерн­ским статусом. Здесь была развитая ин­фраструктура, построены все необходи­мые присутственные места и здания. По­сле опустошительного пожара 1766 года город перестроили практически заново. Со второй половины XVIII века и весь XIX век Белгород по своей новизне и ухоженности во многом мог бы нам напомнить уже наши дни, - продолжает Павел Субботин.

Губернский статус Белгорода придавал ему особый масштаб: к такому городу в ар­хитектурном плане предъявляли более высо­кие требования, нежели к уездному.

Вплоть до начала XIX века Белгород был ещё и центром митрополии, занимавшей обширную территорию. Помимо множест­ва церквей и двух монастырей, здесь нахо­дились резиденция митрополита и духовная семинария.

Когда в 1779-м у Белгорода отобрали его губернский и епархиальный статусы, все важные учреждения постепенно стали пере­водить в Курск, который к этому был не го­тов. Переходный период растянулся на десятилетия, и Белгород по-прежнему оставался центром торговой, административной и ре­лигиозной жизни.

Возможно, сложись всё иначе и сохра­нись у города его губернский статус, он был бы совершенно другим.

 

ДУХОВНОЕ СЕРДЦЕ ГОРОДА

 

В центре Белгорода располагались два крупных монастыря.

На месте драматического театра был женский монастырь Рождества Богоро­дицы. Об этом сейчас напоминает камень с металлическим барельефом. Большой бело­снежный купол главной монастырской цер­кви - Рождество-Богородицкой - был ви­ден издалека всем приезжающим в город. Это была одна из самых крупных церквей ротондального типа во всей губернии. Миниа­тюрная Анно-Зачатьевская церковь на северо-восточном углу монастырского квар­тала, изящная колокольня и белоснежная ка­менная ограда завершали этот вид.

Недалеко - на месте, где теперь здание Белгородской митрополии, - распола­гался Свято-Троицкий мужской мона­стырь. Его сердцем был Свято-Троицкий собор, который ремонтировал ещё сам свя­титель Иоасаф. Здесь же в ажурной раке хранились мощи самого святителя, а непода­лёку - почитаемая икона Николая Ратного.

Мужской монастырь, как и женский, был обнесён каменной оградой с величествен­ной колокольней, на втором этаже которой когда-то находилось древлехранилище. В ог­раде монастыря стояла Знаменская цер­ковь и простой по архитектуре двухэтажный дом, просуществовавший вплоть до Великой Отечественной войны - здание бывшей ду­ховной консистории, где трудился сам епи­скоп Иоасаф. В центре монастыря, рядом с собором, возвышался архиерейский дом с первой в истории нашего города музейной экспозицией, куда приезжали экскурсии из Харькова и Курска.

Рядом с мужским монастырём было не­большое кладбище, где хоронили священно­служителей и почётных жителей города. Те­перь на этом месте пустырь.

- Наши монастыри (как белгородские мужской и женский, так и борисовский, и пятницкий под Волоконовкой) деревнями не владели, крестьян не угнетали, а всего до­стигли своим трудом и благотворительно­стью граждан. Например, история женско­го монастыря - это рассказ о том, как на протяжении первых 100 лет он выбирался из нищеты. Спасло то, что монахиням от­дали древнюю почитаемую часовню в Мо­настырском лесу. Верующие люди остав­ляли там копеечки, и монахини их собирали и покупали самое необходимое. Кроме этого они занимались ремеслом, помогали в боль­ницах, - говорит Павел Субботин.

Мужской монастырь по сравнению с жен­ским был малочисленнее. В 1913 году, ког­да епископом Белгородским стал Никодим (Кононов), в жизни обители многое из­менилось.

- Владыка, фактически, переформатиро­вал монастырь по образу Шамордино, где он трудился в бытность свою ректором Калужской духовной семинарии. Он старал­ся превратить его в миссионерский и бла­готворительный центр. Епископ Никодим завершил создание экспозиции, посвящен­ной святителю Иоасафу, и наладил выпуск миссионерских листков. Были закреплены ответственные монахи, которые служи­ли молебны в пещерке и у мощей святите­ля. Владыка ввёл практику народных пе­ний и чтений под открытым небом, а так­же практику народной исповеди. Специаль­но из Рыльского монастыря пригласил двух опытных монахов, которые в Знаменской церкви принимали исповедь. В монастыре открыли небольшую бесплатную больницу, недорогие лекарства раздавали бесплат­но, больным богомольцам на дорогу выда­вали пособие, а особо тяжёлых отправляли в городскую больницу. Беднякам-паломникам летом и горожанам зимой по их просьбе мо­настырь выдавал пособие, - рассказывает Павел Субботин.

Во время Первой мировой войны в муж­ском монастыре открыли лазарет. Помога­ли раненым и беженцам монахини. Оба мо­настыря передали в Красный Крест боль­шое количество перевязочного материала и деньги. Епископ Никодим организовал два комитета: один - для выдачи пособий бед­нейшим вдовам, сиротам и паломникам, а второй - для помощи семьям фронтовиков.

Пройдёт всего несколько лет, и эти два монастыря будут уничтожены.

-Лучшие архитектурные памятни­ки нашего города были снесены местны­ми коммунистами по идеологическим при­чинам. Причём показательно, что и губерн­ская советская власть, и Москва слали сюда указания остановить снос. Они понимали, что это народное достояние. Но местные большевики сломали в первую очередь самые красивые здания города. Это всё равно что сломать Кремль, - считает Павел Субботин.

 

СКРОМНОЕ НАСЛЕДСТВО

 

От былого православного Белгорода сов­ременному городу досталось очень скромное наследство в виде Покровской и кладби­щенской церквей, а также Успенско-Николаевского, Смоленского и Преобра­женского соборов. Да и их не снесли по большей части из-за стечения обстоятельств.

Если продолжить прогулку по городу и, стоя на Соборной площади, обратить взгляд в сторону гостиницы «Белгород», то мы будем смотреть как раз на место, где находилась Тихвинская (Георгиевская) церковь.

От неё двинемся по Гражданскому про­спекту. Пройдём мимо претерпевшего мно­жество испытаний, но сохранившегося Смо­ленского собора. И вскоре окажемся на пересечении Гражданского проспекта с ули­цей Князя Трубецкого, где раньше распола­галась красивейшая барочная Введенская церковь. Теперь здесь жилой дом. Рядом сохранилось двухэтажное здание бывшей церковно-приходской школы.

Неподалёку (на пересечении нынешнего Гражданского проспекта с улицей Белгород­ского полка) располагался ещё один храм - Успенско-Михайловский. Его разобрали на стройматериал для возведения мебель­ной фабрики и общежитий.

Продолжаем путь в сторону улицы Пуга­чёва, где находится завод «Конпрок». Рань­ше здесь располагалась древнейшая обитель Белгорода - основанный в 1599 году Ни­колаевский мужской монастырь. В пер­вой половине XIX века его упразднили, зда­ния отдали под духовное училище, а в нача­ле XX века передали женскому епархиаль­ному училищу. После революции 1917 года закрыли и его, следом - Николо-Пятниц­кую церковь, а потом и вовсе всё снесли.

Не пощадила новая эпоха ни изящную Владимирскую, ни Петропавловскую, ни Трёхсвятительскую церкви, ни жен­ский скит в Монастырском логу, ни Ми­хайловский храм на Песках (Крейде). На их месте ещё долго зияли пустыри, которые за­строили только после войны.

 

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРОСВЕЩЕНИЕ

 

В те времена верующие любого соци­ального статуса и положения, от крестьян до дворян, от малограмотных до профессо­ров, считали себя членами Церкви. Она была частью всего общества, выполняя как го­сударственные, так и социальные функции.

- Например, образование на Белгородчине как таковое вышло из недр Церкви. Пер­выми учителями были люди духовного со­словия: чернички, священники, монахи, жё­ны или дочери священников, дьячки, недо­учившиеся семинаристы. В 1930-е в «Бел­городской правде» была возмущённая ста­тья, мол, посмотрите на состав нашего учительства, уже давным-давно револю­ция, строим новое общество, а у нас сре­ди учителей засилье поповских дочек. А по­чему? На протяжении десятилетий именно эти девушки шли в народное просвещение.

Грянула революция, сменились школьные программы, а учительский состав остался тот же. Ведь у них был огромный опыт, уважение на селе, да и других учителей ещё просто не было. Поэтому дочери и жёны ду­ховенства какое-то время продолжали пре­подавать. Посмотрите, сейчас у нас боль­шинство учителей - женщины. В чём-то это тоже отголосок той эпохи, - считает Павел Субботин.

Священники вели метрические кни­ги, предоставляли справки, составляли от­чётность. Кроме того, приходские батюш­ки информировали своих прихожан обо всех важных событиях: все указы, распоряжения, важные государственные и губернские но­вости зачитывались священнослужителями после службы.

Заканчивая прогулку по городу первой четверти XX века, нельзя не упомянуть и о разрушенных церквях, примыкающих к Бел­городу слобод. Из них уцелели только Ми­хайловский храм в Пушкарном и Крестовоздвиженский на Кошарах. А на ме­сте разрушенной церкви в Красном воз­вели новый храм во имя преподобного Сергия Радонежского (ныне район рын­ка «Спутник»).

 

 

Тихвинская (Георгиевская) церковь - гостиница «Белгород»


Свято-Троицкий мужской монастырь - здание Белгородской митрополии


Женский монастырь Рождества Богородицы - драматический театр имени М. С. Щепкина


Белгород начала XX века был одним из лучших уездных го­родов Российской империи


Успенско-Михайловская церковь - жилой дом на Гражданском проспекте


Введенская церковь - жилой дом на пересечении Гражданского проспекта и улицы Князя Трубецкого


Владимирская церковь - жилой дом на перекрёстке улиц Преображенской и Белгородского полка

История Белогорья Улицы и площади Исторические здания Храмы Белогорья

Белгородские знаменитости Памятники истории и архитектуры Достопримечательные места Электронные ресурсы