Наша
история
Людей всегда занимал вопрос о том, какими
были их предки, чем занимались, как строили семейные отношения, что ценили, а
что отвергали. Воссоздать точный портрет прародителей мы, разумеется, не можем. Но
всё же с помощью метрических и исповедных (реестры прихожан православной церкви. — Прим. авт.) книг
Государственного архива Белгородской области (ГАБО), краеведческих и других документов
попробуем хотя бы частично представить белгородцев середины и конца XIX века. При этом расскажем про простых людей — крестьян. По счастью,
в семейных альбомах журналистов нашлись и старинные фото (хотя и начала XX века) : без
визуализации представить жизнь более чем 100-летней давности всё-таки сложно.
90 х 60 х 90
И начнём описание с внешнего облика людей. По счастью, о нём сохранились
материальные
и документальные свидетельства. Они говорят о том, что простые русские мужики,
населявшие
нынешнюю территорию Белгородской области в 1850-е годы, в праздники и в будни носили длинные
сермяжные чекмени (одежда, одновременно
напоминающая халат и кафтан. — Прим. авт.), рубахи с косым воротом и лапти, «делаемые не плотно». Щегольство проявлялось только в смене
головных уборов : чёрных плисовых шапок,
поярчатых шляп и войлочных колпаков. Кстати, по крою и цвету шапки можно было определить, кто перед тобой : русский или малоросс. Малороссы к тому же не носили лапти, а
только сапоги и башмаки.
Высшим писком нарядности для женщины-великороссиянки считалась тонкая рубашка с эффектно
украшенными рукавами. В будни поверх неё надевали самотканые чёрные сарафаны, а в праздники —
цветные из фабричного сукна. На голову — повойник, сороку, платок, которые в
каждом селении различались по дизайну.
Покрой и вообще стиль одежды малороссиянок был иным : рубашка с
узким воротником, обнажавшим шею, корсет, кофта, шушун (короткополая кофта. — Прим. авт.). Летом накидывали
халаты и полухалаты из разных материй. На голову
— платок-серпантинку. Девушки же просто
повязывали ленту, а старушки щеголяли в чепцах. Все они очень любили
украшения : серьги, мониста в
несколько ниток на шее,
объёмные медные или серебряные
кресты.
Мы (не без влияния литературы) привыкли считать, что женщины прежде были
высокими
и дородными. Но это не совсем
верно.
— Судя по сохранившимся народным костюмам
Валуйского
района, обхват шеи у женщин был не более 32 см, а запястья — 15. Вообще, одежда взрослой
женщины соответствовала чаще всего современному 42-44 размеру, — пояснила
директор валуйского Дома ремёсел Ольга Иванова.
Квас да каша
Белгородские сельские мужички тоже на ожирение не жаловались — физический труд не давал наесть живот. Впрочем, и питание было простецкое : в постные дни русские крестьяне довольствовались квасом с луком, кашей и хлебом. В скоромные в меню добавляли щи со свиным салом.
Мясо же — только по большим праздникам. А вот
малороссы к еде относились более трепетно
и баловали себя борщом, галушками, юшкой (картофельная похлебка с салом), пампушками. Современники отмечали, что они «не довольствуются к ужину кушаньем, приготовленным
для обеда, а стряпают что-нибудь новое и почти целый день проводят в еде».
И
недоверчивость к высшим
Оказывается, что предки наши по природе своей всегда были терпеливы,
довольствовались малым, стойко перенося лишения. К тому же были способны к учению и к
неутомимой
деятельности. Но очень недоверчивы к любому вышестоящему человеку и нововведениям. Правонарушения
совершали чаще всего не по злому умыслу, а в минуты «потери здравого смысла», испив
лишнего. Кстати, исследователи XIX века отмечали, что
великороссы
никогда не пили во время полевых работ, тогда как «малороссиянин рад пить во
всякое время
и при всяком случае».
Что касается
бабонек, то приезжие люди указывали на их
неопрятность и излишнюю суровость, которая сочеталась с чрезвычайным трудолюбием.
Наши женщины никогда не делили работу
на мужскую и женскую и тянули, что называется,
и в доме, и на поле свою лямку наравне
с мужиками.
Ну как тут не поверить в генетическую психологию ?..
И диверья его
Сегодня статистики и социологи делят население на городское и сельское, соотносят по возрасту, полу и семейному положению. В позапрошлом столетии мерилом всему был социальный статус человека. Его обязательно указывали в метрических книгах, при
рождении человека, бракосочетании и
смерти. В семейном укладе существовал жёсткий патриархат. Все члены семьи рассматривались лишь в отношении мужчины — хозяина дома : «диверья его», дети, братья, дядя, тётя, вдова.
Из
исповедных книг несложно понять, что такое была семья, поскольку записывали в них
народ по
подворьям. Так, в семье моих предков, государственных крестьян Зубковых, я
насчитала 18 душ : трёх родных братьев, их жён и детей. Главе семьи было 43
года, а младшему ребёнку — год. Представить, как эта орава жила в одном доме (а
точнее, крестьянской мазанке), сложно. Но, оказывается, у этого житейского неудобства было
объяснение.
«Великороссияне живут большими семействами, управляемыми старшим в роду : дедом или дядею,
которым все повинуются, как отцу. Без важных причин братья между собою, а тем более
сыновья с отцами, никогда не разделяются», — описана эта традиция в «Военно-статистическом
обозрении Курской губернии» и 1850 году.
А вот малороссы наоборот, едва женившись, просились у отца отделиться и жить
своим
домом.
Сезонный вопрос
Б большинстве случаев женились белгородцы в 18-20 лет. В случае потери мужа или
жены случались
повторные браки, как правило, у уже взрослых и даже престарелых (по тем меркам это лет так
пятьдесят) людей. Очень показательно, что вдовцы нередко сходились не с
ровесницами, а с женщинами
на 10-15 лет моложе себя.
Свадьбы играли между постами и активными полевыми работами : в январе,
апреле, мае и октябре.
Другая
демография
Разумеется, ни о каком долгожительстве в привычном нам понимании речь тогда не
шла. Среди сотни страниц
метрических книг на глаза нам попались
всего пара-тройка записей о людях, почивших, когда им было за восемьдесят. И лишь в 1848 году сообщалось о смерти 100-летней крестьянки Марии, жившей в деревне Авериной.
Не забываем, что медицины тогда не было никакой, вакцины от инфекций не изобрели и эпидемии выкашивали народ подчистую. Такая беда, например, пришла в 1848 году в деревню Мышенку, где каждый день хоронили умерших от холеры.
Самый большой процент смертности, как ни печально, приходился на детей. К
примеру, из 105 умерших в 1883 году жителей села Тёплый Колодезь 65 человек не дожили
до пяти лет и 12 умерли в возрасте от пяти до десяти лет. Причинами смерти называли
«младенческую», кашель, кровавый понос. Взрослые умирали в основном в возрасте 55-6о лет от
паралича, от удара, удушья. Были и трагические случаи : «убита громом» — зафиксировал священник
факт гибели некой Татьяны из деревни Коробковки.
Между тем родилось в селе в тот год 178 человек. Вот и
считайте, были тогда демографические проблемы или нет. И какие перемены в жизни через 130-150 лет
пошли нам на пользу, а чего не хватает.
Семья мещан Егоровых
|