Дореволюционные
источники в качестве даты основания города указывали 1593 год. Но,
согласно
принятой большинством местных историков точке зрения, город Белгород
был
заложен по указу царя Федора Иоанновича в 1596 году как пограничная
крепость,
защищавшая Московское царство от набегов крымских татар.
В
1635-1658
годах для защиты русских
земель на южных рубежах была
сооружена сплошная линия военных оборонительных укреплений
-
Белгородская засечная черта. Она
протянулась на 800 километров
по
территории нынешних пяти областей - Сумской, Белгородской,
Липецкой,
Воронежской и Тамбовской. С развитием засечной черты и связана большая
часть
современной истории заселения Белгородчины.
Об
этом суровом и славном времени рассказывают издания книжно-иллюстративной выставки
«Город на
Белой горе» в универсальной
научной библиотеке.
Она посвящена 420-летию основания Белгорода. Это книги А. Ильина «Белгородский кремль» и «Белгородские воеводы», научный
труд И. Пархоменко «Белгородская
засечная черта», историческое
расследование
Ю.Шмелёва «Тайна
Белгородского треугольника»,
монография А. Папкова
«Порубежье
Российского царства и украинских земель Речи Посполитой».
В
1727-1779 годах город был центром
Белгородской губернии, в
которую
входили Орёл, Курск, Харьков, Брянск, Обоянь и другие. Первым губернатором стал князь
Ю. Ю.
Трубецкой (1668 - 1739). В 1730 году был утверждён
герб Белгорода - прообраз современного. На синем прямоугольном
щите,
заострённом снизу, изображены
«лев, лежащий,
жёлтый, а над ним орёл чёрный
одноглавый, под
ним земля зелёная».
С
жизнью губернского города читателей
познакомят книга И. Пархоменко
«Белгородская губерния», сборник архивных документов
«Белгородская
губерния 1727-1779», а также
монография «Очерки истории
Белгородчины в XVIII
в.».
После
присоединения к России Крымского ханства необходимость в Белгородской засечной
черте отпала. В 1785 году Белгород
был исключен из числа крепостей.
С этого времени город стал уездным
центром Курской губернии.
Через
Белгород проходили дороги из
Петербурга и
Москвы на юг. Поэтому
проездом из столиц и
обратно здесь останавливались
российские монархи Екатерина II,
Александр I,
Николай II.
Со строительством железных
дорог
Курск-Харьков, Белгород-Волчанск и Белгород-Сумы
расширились связи города с промышленными центрами и соседними уездами. В XX
столетие
Белгород
вступил как крупный
железнодорожный узел.
Старый
дореволюционный Белгород - любимая тема краеведческих книг
А.Н. Крупенкова «Белгородская
старина»,
«Старый Белгород», «Белгород в воспоминаниях белгородцев».
Особой
популярностью у читателей
пользуется его
литературный труд
«Пройдемся по
старому Белгороду»,
который
предлагает виртуальную
«прогулку» по
старинным белгородским улицам. Книга иллюстрирована редкими
фотографиями
из личного архива автора.
Фотоальбомы
«Белгород: прошлое
и настоящее», «Белгород: вчера
и сегодня», «Белгород. Век XVI
- век XXI»
знакомят с архитектурной
эволюцией города.
Об
оккупации, боевых действиях
на белгородской земле и её возрождении после освобождения
повествует
книга «Земля Белгородская в годы Великой Отечественной
войны 1941-1945». В ней
можно
увидеть редкие фотографии
партизан,
архивные документы и доклады.
Сегодня
Белгород – город с развитой
инфраструктурой, научный,
культурный, экономический и духовный центр
Центрально-Чернозёмного района и России. Белгород неоднократно занимал почётное
первое место по чистоте и благоустроенности среди городов России с населением от 100 до 500 тысяч человек.
Красоту
и благоустроенность современного
Белого города прекрасно иллюстрируют фотоальбомы
«Белгород. К 70-летию Великой
Победы», «Белогорье России»,
«Белогорье: 15 лет созидания»,
путеводители по городу.
Выставка
продлится до конца января.
|