Духовное наследие

Нынешний год, год празднования 25-летия со дня второго обретения мощей святителя Иоасафа, дает нам повод вспомнить тех людей, чьими трудами были впервые обретены мощи святого, собраны материалы о его жизни, состоялось, наконец, его прославление в лике святых Русской православной церкви.

Племянник святителя и его первый био­граф Илья Квитка, князь Н. Д. Жевахов и его брат В. Д. Жевахов, епископ :Никодим Кононов, архиепископ Питирим Окнов... Судьбы многих из них полны драматизма. Но в ряду прославителей Иоасафа есть имя архипастыря, которое на фоне других выделяется своей трагической историей. Речь пойдет о епископе Белгородском Иоанникии (в миру Иван Александрович Ефремов, уроженец Киевской губернии, 1863-1914) - первом викарии Белгорода.

НАЗНАЧЕНИЕ В БЕЛГОРОД

25 февраля 1905 года - важная дата в истории Белгородской епархии : в этот день император Николай II подписал указ об учреждении Белгородского викариатства Курской епархии. Викариатство было не­обходимо для улучшения церковного уп­равления в южных уездах епархии. Тем временем 31 марта того же года архи­мандрит Иоанникии (на тот момент - настоятель церкви во имя Святой Трои­цы при Русской дипломатической мис­сии в Афинах) получил назначение в белгородский Свято-Троицкий монастырь. 2 июля состоялся чин его наречения в епископа Белгородского, а 3 июля - в белгородского викария Курской епархии. Участвовавший в хиротонии епископ Пла­тон Чигиринский, ректор Киевской духов­ной академии, хорошо знавший Иоанникия как своего ученика, обратился к пред­стоящим в храме со словами о новопоставленном епископе : «Зная его, я радуюсь за Белгород, зная Белгород, я радуюсь за него». Так начался белгородский путь владыки Иоанникия.

Главными задачами викарного епископа были наблюдение за духовными учебны­ми заведениями, контроль качества ду­ховного образования, активное противо­стояние сектантству. И надо сказать, что на этой должности Иоанникий преуспел во многих направлениях своей деятельнос­ти. Он помогал архиепископу Питириму Окнову в учреждении Белгородской духов­ной семинарии и Белгородского женского епархиального училища, для которого было построено новое здание, а на свои личные средства епископ построил новую церковно-приходскую школу в Белгороде. Иоанникий регулярно объезжал вика­риатство - в его управлении находилось пять юго-восточных уездов Курской епар­хии: Старооскольский, Новооскольский, Корочанский, Грайворонский и Белгород­ский. Как настоятель белгородского Свято-Троицкого монастыря, владыка много времени и сил вкладывал в его благоустройство. В 1906-1910 гг. был произ­веден внешний ремонт собора, отремон­тированы оба братских корпуса, построен свечной завод, в самом храме появилось отопление, в главном алтаре собора ус­тановлена кафедра епископа Белгород­ского.

 

ПРОСЛАВЛЕНИЕ

ИОАСАФА

Иоанникий немало потрудился во имя прославления святителя Иоасафа. Нахо­дясь в составе комиссии для подготовки его канонизации, владыка в числе других архиереев освидетельствовал мощи свя­того. Им были собраны средства на из­готовление драгоценной раки для мощей подвижника. Иоанникий сделал заказ на разработку ее проекта академику архи­тектуры В. Покровскому. Эскиз раки был представлен императрице Александре Федоровне, которая рассмотрев чертежи, написала на проекте: «Одобряю. Алек­сандра. 5 мая 1910 года».

В сентябре 1911 г. начались торжества прославления святителя : Иоанникий вмес­те с митрополитом Московским Владими­ром Богоявленским, архиепископом Курс­ким Питиримом Окновым, епископом Рыльским Никодимом Кононовым и др. был непосредственным их участником.

Викарию часто приходили письма с просьбами молитв у мощей Иоасафа. Иоанникий ежедневно служил панихиды и молебны, не оставляя без внимания ни одной записки. Всем желающим он рассылал службы с акафистом святителю.

Уже в первую годовщину прославления святого владыка ходатайствовал о дозво­лении устроить престол в честь Иоасафа и получил разрешение. 19 августа 1912 г. он освятил Иоасафовский придел в бел­городском Владимирском (Сергиевском) храме. Возглавляя Белгородское Иоасафовское миссионерское братство, Иоан­никий способствовал проведению воск­ресных чтений, контролировал обеспе­чение всех приходов, включая самые от­даленные, брошюрами и листками, на собственные средства приобретал книги для миссионерских библиотек.

Напряженные труды подорвали здо­ровье владыки : нервные приступы и бессонница обострялись, доставляя ему невыносимые страдания. Лечение в Харь­кове и Кисловодске не помогло. В 1913 году он уже не мог заниматься епархиальными делами и подал прошение об увольнении на покой. Делопроизводство Белгородско­го викариатства было передано епископу Рыльскому Никодиму Кононову. 1 декабря 1913 года в кафедральном Троицком со­боре Иоанникий в последний раз совер­шил Божественную литургию и молебен у гробницы Иоасафа. Храм был перепол­нен - прихожане горячо любили и ува­жали владыку. Многие не сдерживали слез. Огромная толпа провожала его на белгородском вокзале : Иоанникий уезжал на проживание в Путивльский монастырь. Вскоре пришла неожиданная и страшная весть : не в силах терпеть мучительную болезнь, владыка совершил самоубийство. Жизнь усердного молитвенника оборва­лась на 48-м году 10 января 1914 года. Ровно через пять лет в тот же день будет расстрелян его преемник - священномученик Никодим...

 

ПОУЧЕНИЯ И РЕЧИ

Осталось очень скромное книжное на­следие владыки Иоанникия, что только по­вышает ценность его изданий. Известны некоторые его работы, вышедшие в 1896-1899 гг. в Киеве в период ректорства Иоан­никия в Киевской духовной семинарии : «Внебогослужебное чтение в день Святого духа ректора семинарии архимандрита Иоанникия», «Поучение на день Успения пресвятые владычицы богородицы и приснодевы Марии» и др.

В знаменитой типографии А. А. Вейнбаума вышли в печать два труда викария. Один из них - «Звезда третьего неба - иже во святых отец наш Иоасаф, епископ Белгородский и чудотворец», краткое жи­тие святителя, приуроченное к иоасафовским торжествам в сентябре 1911 года. Иоанникий тщательно собирал материалы о святителе и составил по ним краткое сказание о его жизни, подвигах и чудесах, которое прочитал в Свято-Троицком со­боре по окончании всенощного бдения 2 сентября 1911 года накануне прославле­ния - это житие раздавалось бесплатно всем паломникам.

Второй труд - «Поучения и речи Иоанникия, епископа Белгородского, викария Курской епархии» (1911-1913) представляет собой четырехтомник. Он является наиболее полным собранием речей и проповедей владыки за время его пребывания в Бел­городе на посту викария и епископа. Это пер­вое, прижизненное издание, возможно, толь­ко единожды было выпущено в печать. Первый том собрания за 1911 год хранится в фонде редких изданий Белгородской государственной универсальной научной биб­лиотеки. Он состоит из двух частей, содер­жащих 101 текст : «Поучения и речи, произне­сенные в течение 1905 года» (36 проповедей) и «Поучения и речь, произнесенные в тече­ние 1906 года» (65 проповедей).

Эту книгу можно назвать летописью ду­ховной жизни пастыря с его первых дней в Белгороде : она открывается «Речью, при наречении Настоятеля церкви Император­ской Миссии в Афинах архимандрита Иоанникия во епископа Белгородского, викария Курской епархии» 2 июля 1905 г. В ней новопоставленный епископ смиренно благо­дарит Бога и богомудрых архипастырей за возложенный на него ответственный дар, «дар благодатный : посвящаемый в сан епископа удостаивается в таинстве хиро­тонии благодати, спасительной Божьей силы. Дело епископа существенным об­разом и состоит в служении спасению лю­дей». Иоанникий достойно нес свою миссию : листая страницы, читатель по названиям проповедей, по их строгой хронологии становится свидетелем его многочисленных богоугодных дел.

Большинство поучений произнесены Иоанникием за Божественной литургией в Свя­то-Троицком соборе и в Знаменской церкви Белгородского монастыря, например, две речи перед панихидой по преосвященному епископу Иоасафу 19 ноября и 10 декабря 1905 года - они вошли в первую часть тома.

Но как викарий он не оставлял без вни­мания и подвластные ему уезды. В книге мож­но найти тексты, свидетельствующие о поезд­ках Иоанникия за пределы Белгорода - это поучения, произнесенные в Старооскольском, Новооскольском, Корочанском и в Грайворонском уездных соборах, в Борисовской Тих­винской женской пустыни. Содержание про­поведей посвящено различным духовно-нравственным вопросам («О покаянии», «Значение молитвы мытаря», «О примирении с ближними», «Забота родителей об участи детей»), православным датам и святым под­вижникам («Приготовление к достойной встрече Рождества Христова», «Учение Ти­хона, епископа Воронежского», «Жизнь и дея­тельность святого апостола Павла - обра­зец для подражания христиан»). Некото­рые тексты относят читателя к истории раз­рушенных и невозвратно утраченных старин­ных храмов - речь идет о Николаевской церк­ви, находившейся в слободе Томаровка, и церкви Воздвижения Честного Креста Господ­ня в селе Пески (Михайловка) Белгородского уезда. В январе 1906 года Иоанникий освя­щал обновленные иконостасы двух приде­лов в томаровской Николаевской церкви, в сентябре того же года им был освящен при­дел во имя преподобного Сергия Радонежско­го в Песках. За Божественной литургией была произнесена проповедь о значении храма.

Владыка Иоанникий остался в истории Белгородской епархии одним из самых сми­ренных и мудрых архипастырей, глубоко чти­мым прихожанами и монашеской братией. Его самоотверженная жизнь, прерванная не­чаянным грехом в минуту болезненного умопомрачения, была положена на алтарь служения Богу и людям.





История Белогорья Улицы и площади Исторические здания Храмы Белогорья

Белгородские знаменитости Памятники истории и архитектуры Достопримечательные места Электронные ресурсы