Духовное наследие
В десяти километрах от районного центра Чернянка раскинулось старинное село Холки.
По-разному объясняют ученые
и краеведы происхождение названия села. По одной версии, оно связано с названием реки Холок, по другой - село обязано своим названием
холмам, у подножия которых расположено.
Главная
достопримечательность Холок - подземный монастырь с его таинственными пещерами, которые напоминают знаменитые
пещеры Киево-Печерской лавры.
На Жестовых горах
Одно из первых подробных описаний Холковских пещер содержится в памятной
книжке Курской губернии на 1888 год. Сведения о пещерах и подземной церкви находятся в
календаре и памятной книжке Курской губернии на 1892 год. Общая площадь пещер
составляла
255,5 квадратных метра, церкви - 60 квадратных метров, келий - 172
квадратных метра, длина коридора - около 126 метров. Холков-Царев-Николаевский Троицкий мужской
монастырь был основан в 1620
году иноком Геласием, который и стал первым
его настоятелем. Происхождение Холковских пещер до сих пор остается загадкой. Неизвестно, рыли их монахи сами или они уже существовали ранее. С полной
уверенностью можно лишь сказать, что они
искусственного происхождения.
В 1653
году настоятель старец Ефрем
получил от царя Алексея Михайловича жалованную грамоту на безоброчное владение мельницей,
построенной рядом с монастырем на
берегу речки молок. Перед входом в
пещеру в 1757 году была построена деревянная часовня. По указанию
одного из курских епископов эта часовня была
расширена, и из нее сооружен вход в
пещеры.
Холковский
подземный монастырь и пещеры находились на первой
террасе одного из меловых холмов, составлявших возвышенность, которая в
старину называлась Жестовыми горами. Вскоре после основания монастыря на самом высоком холме, который находился поблизости от пещер, было
сооружено караульное помещение для наблюдения
за степью.
Подземный монастырь в Холках в 1764 году был упразднен. Секуляризация
церковной и монастырской земли привела к закрытию в России около 500
обителей.
В 30-х
годах XIX века пещеры и
пещерная церковь были «возобновлены» на
средства князя А. Б. Голицына, но по
разным причинам подземный монастырь
так и не открылся, В последующие годы служба для прихожан проводилась а надземном Преображенском храме, а нижняя церковь в пещере
постепенно пришла в заброшенное состояние. В
начале XX века был засыпан и
вход в пещеры. Со временем
стало забываться даже место входа в подземный
монастырь.
Раскопки
в
начале XX века
С 1909 по 1915 годы священником храма в селе Холки был отец Вячеслав Васильчиков. Его дочь
Людмила Вячеславовна Поляничко, здешняя
уроженка, вспоминала : «...Богослужение велось в верхней... церкви. О том, что
прямо под ней находится еще одна, никто не подозревал. От прежнего монастыря
остался небольшой поселок, называвшийся в
народе Монастырщиной, в котором доживали свой век древние уже монахи или
отшельники. От церкви вниз шел крутой обрыв,
на склоне которого проглядывало изображение вырезанного в меловой породе креста.
Отца Вячеслава заинтересовал этот крест, и, поехав как-то в Курскую епархию, он узнал, что на этом
месте было кладбище схимников, и где-то
здесь же должен быть подземный
монастырь. Тогда он попробовал подрезать меловой склон лопатой и по отзвукам
понял, что под ним - пустота.
Раскопки
вели местные крестьяне, в основном молодежь
и старики... были и наемные работники из Чернянки... спускаться на веревках с горы было трудно и
опасно. Наконец взору рабочих предстал квадратной формы аналой, покрытый проржавевшим железом. Это была монастырская молельня. На двух столбах
рядом были написаны образа, а на меловых
стенах и пещеры и строительство часовни
производились на народные деньги. Немалую сумму на это дело пожертвовали княгиня Касаткина-Ростовская и
благочинный Дикарев. Простые люди также помогали, чем могли».
Старец
Никита
Недалеко от главной пещеры с подземной церковью находится еще одна - более
позднего периода, которую местные жители издавна именуют «пещерой старца Никиты». Она была
вырыта жителем села Холки
Никитой Бычковым, трудившимся тридцать лет
: с 1890 по 1920 годы. Похоронив в возрасте
54 лет жену, он тяжело переживал утрату. Никита стал задумываться о загробной жизни и
избрал стезю аскета. На высоком склоне холма в пределах бывшего монастыря он вырыл себе землянку, а в 250 метрах от нее
начал рыть вход в подошве высокого холма. Орудиями труда Никиты были лопата, кирка и ведро. Куски и крошки мела он
выносил в старицу - высохшее русло речки, находившееся недалеко от входа в
подземелье. Осуществить свой замысел - проложить
коридор до главной пещеры - Никите Бычкову не удалось. Смерть застала его на девяносто восьмом метре пути.
До соединения с подземным монастырем оставалось еще около сорока
метров. Односельчане похоронили старца на местном кладбище, расположенном на вершине холма, в недрах которого находятся
пещеры и подземный монастырь.
Возвращение из
забвения
Когда в начале
1990-х годов частично отреставрированные Холковские
пещеры были открыты для посетителей, о возрождении монастыря речь не шла. Но в 1995
году по воскресеньям
в подземной церкви священниками Чернянского
и Новооскольского районов начали совершаться богослужения. В 1997 году
на меловых холмах епископом Белгородским
и Старооскольским Иоанном были освящены три
закладных камня на месте строительства
двух храмов и часовни.
Вначале
у входа в пещеры был возведен
надвратный храм, затем сооружена Владимирская часовня
- на месте, где, по предположению
историков, произошла встреча князя
Игоря Святославича и его брата Всеволода перед их походом на половцев в
1185 году. И, наконец, в декабре 1999 года архиепископом Иоанном был освящен только что возведенный
храм в честь Донской иконы Божией Матери, в нем совершена первая литургия.
Священный Синод
Русской православной церкви на заседании
28 декабря 1999 года благословил открытие
Свято-Троицкого мужского монастыря в
поселке Холки Чернянского района.
В настоящее время
в специально построенном корпусе живут
более двадцати насельников, каждый из которых выполняет несколько
послушаний. У обители имеется большое хозяйство : огород на двадцать четыре
гектара земли и сад, пасека, столярная
мастерская. Богослужения совершаются в
храме Донской иконы Божией Матери и в Свято-Троицкой подземной церкви.
Распоряжением правительства Белгородской области от 23 мая 2008 года №
187-рп был проведен конкурс «Семь чудес Белгородчины». В номинации «Объект
духовного наследия» победителем стал памятник регионального значения Холковский Свято-Троицкий мужской монастырь.
Холкинский монастырь
Меловое подземелье,
Мировая тьма внутри.
Кто-то слеп здесь от
знамений,
От пробившей лаз
зари.
Век бежал за веком.
Рыли
Эти холмы как могли,
И себя от глаз сокрыли
В глубине родной земли,
В Диком поле, где невинно
Снег ли, дождик
моросил,
Вырастали над равниной
Горы тайные Руси.
Здесь когда-то перед
битвой,
С Ярославной
распростясь,
Ночь провел, творя
молитвы,
Знаменитый русский
князь.
Как грачи, потом
монахи
Вили гнезда много
лет,
И, живя в нужде и
страхе,
Редко зрели божий
свет.
Было время... Пусто
в кельях.
Только древний дух
течет,
И печальною свирелью
Зазывает в белый
грот.
Как и встарь - в
округе
гуси,
Но с высокого холма
Бьют над Киевскою
Русью
Реактивные
грома.
Игорь Чернухин «Город надежды»(2006 г.)
|