МНОГИЕ КОРЕННЫЕ БЕЛГОРОДЦЫ ПОМНЯТ ГОРОДСКУЮ ЛЕГЕНДУ ОБ «УПАВШЕЙ» В ОЗЕРО ЦЕРКВИ. НАСКОЛЬКО ЭТА ЛЕГЕНДА БЛИЗКА ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ ?
ОЗЕРО, УПОМИНАЕМОЕ В
ЛЕГЕНДЕ, СУЩЕСТВОВАЛО.
«СВЯТОЕ» ОЗЕРЦО
Во все времена людей привлекали
различные легенды, тайны, необъяснимые явления. Многие из
них пришли к нам из глубины веков, и найти их истоки уже практически
невозможно. С течением времени они приобретают
новые подробности, и уже сложно определить, где сказка, а где
быль. В России сказки всегда были особенно любимы в народе,
а к существующим легендам относились с трепетом, всячески
чтили и оберегали их.
Жемчужиной славянского эпоса является
легенда о сокрытии священного града Китежа в
озере Светлояр, что в Нижегородской области. Подобные легенды
о затонувших городах, сёлах, церквях или колоколах встречаются
в эпосах многих народов мира. Все легенды отличаются
между собой мелкими деталями, но
содержат основной элемент - водоём, поглотивший
город или церковь перед нашествием
врагов или как в наказание за прегрешения.
Существует подобная легенда и в нашем городе, упоминание о ней встречается в
путеводителе по Белгороду, изданном в 1911 году И. Кулегаевым.
Вот её описание : «В ограде Михайловской церкви сохранилось еще озерко, теперь довольно
грязное, которое до сих пор поддерживается ключами (попытка очистить его ни к чему не привела). Это озеро служит предметом
поклонения
простых богомольцев : они бросают сюда монеты, черпают воду для умывания, а в
прежнее
время даже купались. Озеро считается «святым», потому что образовалось будто
бы на месте, куда упала в землю старинная церковь, откуда такая легенда - неизвестно».
Можно предположить, что предание это есть некое подражание легенде о граде
Китеже, местный фольклор. От белгородцев можно услышать и
другие варианты
этой легенды - будто бы церковь ушла под землю с прихожанами,
которые укрылись в ней при нападении на город.
История эта всеми любима, передаётся из поколения в поколение
и обрастает новыми деталями и временными рамками. А
была ли в действительности церковь на этом месте, и что стоит
за словами легенды ? Об этом, возможно, могут рассказать архивные документы, а
также ответить нам на вопрос о том, что же могло послужить прообразом столь притягательной легенды.
НЕПРИЯТЕЛИ И СТЕНЫ
Пограничная крепость Белгород,
стоявшая на пути неприятельских вторжений, в начале XVII века неоднократно подвергалась
нападениям. Однако история с «провалившейся»
церковью относится к месту третьей Белгородской
крепости, построенной уже в 1650 г. на берегу Везелки,
а с этого периода осада её и, тем более,
взятие не происходили. Поэтому неприятельский момент в легенде
можно смело отнести к фольклорному элементу.
А вот озёр в городе действительно
было много, в сметной книге за 1676 г. при описании Белгородской крепости записано «...и промеж дворов - озёра...» Несколько их
располагалось вдоль современного Гражданского
проспекта. Это были бывшие или несостоявшиеся
притоки рек Везелка и Северский Донец,
существование которьгх обусловлено близким залеганием фунтовых вод и мощными весенними разливами рек. Одно из них
существовало даже на современной
Соборной площади.
При составлении нового плана регулярной застройки города, подписанного
Екатериной II в 1768 году, озеро это
попало в центр
проектируемой торговой площади, и поэтому было засыпано по предписанию к
плану. Следующее
озеро находилось во дворе дома А. А. Вейнбаума (Гражданский пр., 41), засыпалось постепенно и окончательно перестало существовать лишь в 50-е годы XX
столетия. Ещё одно - во дворе дома братьев Котляровых (Гражданский пр.,
23), с XIX века, в отличие от предыдущего, благоустраивалось : возле
него был разбит небольшой парк и устроена зона отдыха для горожан, зимой оно служило городским
катком. Для
этих целей владельцам дома Белгородская городская управа даже разрешила брать
воду из водопровода по льготной цене.
А озеро, упоминаемое в легенде,
действительно существовало давно, и было расположено в
ограде Успено-Михайловской церкви, месторасположение которой
теперь соответствует северо-восточному углу перекрёстка
Гражданского проспекта и улицы Белгородского Полка. Сохранилась только фотография храма начала XX века, разрушен он был о 30-е годы, а
озеро это ещё хорошо помнят старожилы и могут точно указать его местонахождение.
В 1961
году после расчистки русла Везелки уровень фунтовых вод значительно упал, озеро обмелело и было засыпано. Совсем недавно, в 2007 году, на этом месте был вырыт котлован под строительство дома, который позволил увидеть профиль озера, глубина которого, видимо, не превышала 2-3 метров.
ГОРОДСКИЕ ХРАМЫ
Белгород всегда отличался наличием большого количества церквей. В первой Белгородской крепости на Меловой
горе их было
6, при перенесении её на новое место, в район современного Старого города, их
насчитывалось
уже 13. При очередном - третьем - переносе крепости в 1650 году в район Везелки
церкви
снова, практически все, получили новые места расположения. Земля под строительство выделялась, как правило, один раз и навсегда, известны только два случая переноса.
Отсутствие в нашей местности природного камня обуславливало
только деревянное строительство как
оборонительных сооружений, так и
церквей, и зданий.
Постепенно деревянные храмы ветшали, были подвержены
пожарам, перестраивались и затем вновь
рядом возводились новые. После крупного пожара, уничтожившего
значительную часть городских строений, и утверждения
плана новой регулярной застройки
Белгорода в 1768 году, церкви стали
возводиться каменные. Конец XVIII
- начало XIX веков характерны массовым строительством
каменных церквей в городе. На картах этого периода можно
увидеть старые деревянные и рядом новые выстроенные каменные
строения Покровской, Тихвинской, Введенской и Петропавловской церквей.
Успено-Михайловская
церковь,
упоминаемая Кулегаевым рядом с «легендарным»
озером, вела свою историю от церкви, поставленной «Михайловскими и Пронскими казаками» ещё в первой
Белгородской крепости на Меловой горе. Первое же её упоминание на месте
современного Белгорода относится уже к 1654 году. В письменных источниках, дошедших до наших дней, не указаны
точные места расположения церквей, а только их наличие, но здесь нам помогут сохранившиеся
карты.
На карте части укреплённой Белгородской черты конца XVII в. указаны все имеющиеся в то время церкви города-крепости Белгород с их названиями.
На ней возле
Успено-Михайловской церкви находится ещё одна под названием «Сергия».
Информация об этой церкви встречается в переписной книге Белгорода
за 1664 г.,
где она названа церковью Сретения Пресвятой
Богородицы с приделом Сергия Радонежского. В дальнейшем в официальных документах она именовалась как Сретения Пресвятой Богородицы, так и Владимирской, в народе
же её чаще
называли Сергиевской.
На карте же Белгорода рубежа
ХVIII-ХIХ вв., где указаны и озёра,
здание этой церкви находится вблизи северного берега озера,
при этом оно обозначено деревянным. В 1792 году в юго-восточной
части современного перекрестка улиц Преображенской
и Белгородского Полка было построено новое каменное здание
- это один из случаев переноса церковного здания на новое усадебное
место. На вышеуказанной карте обозначены сразу два здания : деревянное -
на старом месте и каменное - на новом.
Анализируя эти архивные источники, можно
сделать важный вывод, что возле озера в действительности существовали две церкви, одна из которых благополучно сохранилась до
XX века, а вторая, видимо, обветшала, разрушилась
и постепенно исчезла.
Церковное
же место считается в
народе святым, даже если церковь уже не существует. Это стало особенно
очевидно в период массовых разрушений православных храмов и гонений на религию - народная
память оберегала эти места, люди продолжали им поклоняться. Нельзя, конечно, и в
нашем случае тоже отрицать возможные геологические причины, лежащие в основе
всех историй о «провалах», но,
скорее всего, разгадка прячется в человеческом сознании. Стремление сохранить былую память вылилось в легенды и предания о том, что церковь или город с церквями сохранились где-то в ином мире, под водой, где они не
подвержены изменениям. Так, видимо,
произошло и с обветшавшей и
разрушающейся деревянной Владимирской
(Сергиевской) церковью - она исчезала постепенно, возможно, и в водах
озера, но народная память оказалась сильней времени, она
сохранила её и донесла до нас в виде
красивой легенды.
Деревянный храм.
Картина художника В. Березина, 2007г.
|