Духовность
Иногда попадаются в руки удивительные книги, не просто документы своей эпохи, а редчайшие издания во всех отношениях - культурном, научном, общественном. Они
представляют особенную ценность, если принадлежат перу личности исторического
масштаба, как, например, личность
священномученика Никодима Кононова,
епископа Белгородского.
Историк и
первооткрыватель
Владыка Никодим в первую очередь известен как главный участник открытия мощей святителя
Иоасафа Белгородского, составитель жития и акафиста святому (этот акафист был признан образцовым). Его книга о жизни, прославлении и чудесах св. Иоасафа - глубокий научный труд, за который Кононов был удостоен степени магистра богословия.
Но нельзя ограничиваться только этой стороной исследовательской
деятельности владыки. Она многогранна и включает в себя широкий спектр изучения : о.
Никодим собрал и систематизировал материал о святых Архангельской, Вологодской,
Санкт-Петербургской, Олонецкой епархий, подготовил теоретический очерк о канонизации
русских святых, занимался историей старчества.
Помимо
этого, о. Никодим - первооткрыватель огромного, неисследованного до тех пор
исторического пласта - жития русских подвижников ХVIII—ХIХ вв., которые вошли в многотомное
издание «Жизнеописания отечественных подвижников благочестия XVIII и XIX веков», главным
автором-составителем которого и стал владыка Никодим. Этот титанический труд был
признан историками
церкви одной из главных работ по истории религиозного подвижничества послепетровской
эпохи.
К сожалению, найти первые опубликованные научные труды о. Никодима - сложная задача,
учитывая тот факт, что в советское
время значительное количество книг религиозного содержания подверглось уничтожению. Лишь
немногие издания дошли до наших дней. В число таких уникальных экземпляров попал
и многотомник о. Никодима «Жизнеописания отечественных подвижников благочестия XVIII и XIX веков» : один из томов
(выпуск за апрель 1908 года, первое и прижизненное издание) находится в фонде
редких изданий Белгородской государственной универсальной научной библиотеки.
История «Жизнеописаний»
Об истории создания «Жизнеописаний» сохранилось мало сведений. Известно, что в 1904 году, будучи
архимандритом и ректором Калужской духовной 'семинарии, о. Никодим начал
длительную работу над материалами о русских подвижниках благочестия ХVIII —ХIХ веков - она растянулась на несколько лет и была завершена в 1912 году.
«Жизнеописания» - это издание Русского Афонского Свято-Пантелеимонова
монастыря,
чья духовно-просветительская деятельность на рубеже ХIХ-ХХ
веков достигла своего расцвета. Важнейшим центром издательской деятельности
Свято-Пантелеимонова монастыря на территории России стало его Московское подворье -
как раз апрельский
том «Жизнеописаний» 1908 года вышел в Москве.
Содержание тома включает в себя более 30 житий подвижников и подвижниц. Все сказания расположены
в хронологическом порядке, некоторые дополнены портретами. География родных городов подвижников или тех мест, где они
прославились своими монашескими подвигами, обширна : Саратов (старец Семен), Орел
(схимонах Феодор Александро-Свирский), Владимир (иеромонах Иларион), Нижний
Новгород (иеромонах Мардарий), Кострома (схимонахиня Марфа Арзамасская), Курск
(молчальник Тит), Белгород (архимандрит Мельхиседек) и др.
О многих именах из этого списка практически нет информации, например, о благочестивом иерее о.
Алексее, священнике Симбирской губернии. Преподобный Серафим Саровский называл
его «свечой, зажженной перед престолом Божьим» за его великие подвижнические
труды и часто приходивших к нему людей за советом он посылал именно к о.
Алексею.
Удивителен тот факт, что скромный симбирский иерей не только святостью жизни, но и
характером, привычками и даже чертами лица очень походил на о. Серафима.
Житие
нашего земляка
Вошло в состав апрельских «Жизнеописаний» и замечательное, подробное
житие нашего земляка, архимандрита Мельхиседека Оптинского. Выходец из белгородских
купцов, он рано оставил родной Белгород ради монашеского служения : 17 лет прожил в Оптиной
пустыни на покое, был
наместником Александро-Невской лавры и
настоятелем во многих знаменитых русских
обителях. Люди, приближенные к императорскому
двору, часто искали его совета и дружбы. Дочь полководца А. В. Суворова, графиня Н. А. Зубова была духовной дочерью архимандрита. Граф Н. П. Шереметев
просил о. Мельхиседека в особом письме «во изъявление его признательности
Господу» за рождение сына соорудить в знаменитом
Ростовском Яковлевском монастыре
(настоятелем которого в то время и являлся архимандрит) соборный храм в честь святителя Дмитрия Ростовского. К житию великого старца приложено его духовное
завещание (единственное в этом издании).
Рядом с забытыми именами стоят и достаточно известные - игумен Исайя Саровский,
настоятель Свято-Успенской Саровской пустыни с 1842 по 1858 г., и богослов, епископ
Руфкой православной церкви Игнатий (Бренчанинов).
Душеполезное
чтение
В книге идет речь о житиях не только отдельных подвижников. Здесь помещены и целые коллективные
жизнеописания, например, история подвижников Глинской пустыни,
Владимирского Аврамиева женского монастыря, жития хотьковских стариц-затворниц Марфы
и Евдокии.
Стиль и жанр «Жизнеописаний» своеобразен. Владыка Никодим удачно
совместил в своей работе бережно собранные житийные рассказы с комментариями,
опирающимися
на круг исторических источников. Лишенные формальной предвзятости, «сухого»
перечисления биографических данных о том или ином человеке, «Жизнеописания» написаны
доступным и интересным языком. Автору удалось «оживить» историческую ситуацию
и образы давно ушедших людей на страницах своей книги. Таким образом, жанр его
житий стоит на границе душеполезного чтения и научной работы.
Важен еще тот момент, что именно на рубеже ХIХ-ХХ
вв. изучение житийной литературы претерпевало большие изменения в силу
расширения круга научных подходов. Если ранее жития представляли собой некритическое
сочинительство на основе имеющихся сведений о чудесах подвижников, то в конце
XIX в. на смену такому виду работы пришли более
совершенные методы анализа агиографического материала - сравнительно-исторический,
лингвистический
и др. «Жизнеописания», как и другие исследовательские труды о. Никодима, являются
подтверждением высочайшего уровня научной компетентности автора. При этом
владыка не ограничил свою работу исключительно рамками науки - душеполезность и
доступность чтения остались на первом месте.
Научная деятельность владыки Никодима Кононова, как и его биография, остается малоисследованным
предметом. «Жизнеописания отечественных подвижников благочестия XVIII и XIX веков» - произведение уникальное как по
содержанию, так и, можно смело сказать, по историко-документальному значению.
Оно открывает важные научные перспективы для углубленного изучения не только истории русского
подвижничества, но и жизни этого удивительного человека.
Имя
богослова, проповедника и ученого Никодима Кононова долгое время находилось в
забвении. Память о
владыке, расстрелянном в январе 1919 года в
Белгороде, несколько десятилетий тщательно стиралась со страниц официальной
истории. К концу XX столетия
личность о.
Никодима снова вызвала интерес, а в 2000 году он был канонизирован Русской православной церковью и причислен
к лику святых новомучеников и исповедников российских.
|