Духовность

Иногда попадаются в руки удивительные книги, не просто документы своей эпохи, а редчайшие издания во всех отношениях - культурном, научном, общественном. Они представляют особенную ценность, если принадлежат перу личности исторического масштаба, как, например, личность священномученика Никодима Кононова, епископа Белгородского.

 

Историк и первооткрыватель

Владыка Никодим в первую очередь известен как главный участник открытия мощей святителя Иоасафа Белгородского, составитель жития и акафиста святому (этот акафист был признан образцовым). Его книга о жизни, прославлении и чудесах св. Иоасафа - глубокий научный труд, за ко­торый Кононов был удостоен степени магистра богословия.

Но нельзя ограничиваться только этой стороной исследовательской деятельности владыки. Она многогранна и включает в себя широкий спектр изучения : о. Никодим собрал и систематизировал материал о святых Архангельской, Вологодской, Санкт-Петер­бургской, Олонецкой епархий, подготовил теоретический очерк о канонизации русских святых, занимался историей старчества.

Помимо этого, о. Никодим - первооткры­ватель огромного, неисследованного до тех пор исторического пласта - жития русских подвижников ХVIII—ХIХ вв., которые вошли в многотомное издание «Жизнеописания отечественных подвижников благочестия XVIII и XIX веков», главным автором-сос­тавителем которого и стал владыка Нико­дим. Этот титанический труд был признан историками церкви одной из главных работ по истории религиозного подвижничества послепетровской эпохи.

К сожалению, найти первые опубли­кованные научные труды о. Никодима - сложная задача, учитывая тот факт, что в советское время значительное количество книг религиозного содержания подверглось уничтожению. Лишь немногие издания до­шли до наших дней. В число таких уникаль­ных экземпляров попал и многотомник о. Никодима «Жизнеописания отечественных подвижников благочестия XVIII и XIX веков» : один из томов (выпуск за апрель 1908 года, первое и прижизненное издание) находится в фонде редких изданий Белгородской государственной универсальной научной библиотеки.

 

История «Жизнеописаний»

Об истории создания «Жизнеописаний» сохранилось мало сведений. Известно, что в 1904 году, будучи архимандритом и ректо­ром Калужской духовной 'семинарии, о. Ни­кодим начал длительную работу над мате­риалами о русских подвижниках благочес­тия ХVIII —ХIХ веков - она растянулась на несколько лет и была завершена в 1912 году.

«Жизнеописания» - это издание Русского Афонского Свято-Пантелеимонова мона­стыря, чья духовно-просветительская дея­тельность на рубеже ХIХ-ХХ веков достиг­ла своего расцвета. Важнейшим центром издательской деятельности Свято-Панте­леимонова монастыря на территории Рос­сии стало его Московское подворье - как раз апрельский том «Жизнеописаний» 1908 года вышел в Москве.

Содержание тома включает в себя более 30 житий подвижников и подвижниц. Все сказания расположены в хронологическом порядке, некоторые дополнены портретами. География родных городов подвижников или тех мест, где они прославились своими монашескими подвигами, обширна : Саратов (старец Семен), Орел (схимонах Феодор Александро-Свирский), Владимир (иеромо­нах Иларион), Нижний Новгород (иеромонах Мардарий), Кострома (схимонахиня Марфа Арзамасская), Курск (молчальник Тит), Бел­город (архимандрит Мельхиседек) и др.

О многих именах из этого списка прак­тически нет информации, например, о благо­честивом иерее о. Алексее, священнике Симбирской губернии. Преподобный Сера­фим Саровский называл его «свечой, заж­женной перед престолом Божьим» за его великие подвижнические труды и часто приходивших к нему людей за советом он посылал именно к о. Алексею.

Удивителен тот факт, что скромный симбирский иерей не только святостью жизни, но и характером, привычками и даже чертами лица очень походил на о. Серафима. 

 

Житие нашего земляка

Вошло в состав апрельских «Жизне­описаний» и замечательное, подробное жи­тие нашего земляка, архимандрита Мель­хиседека Оптинского. Выходец из белго­родских купцов, он рано оставил родной Белгород ради монашеского служения : 17 лет прожил в Оптиной пустыни на покое, был наместником Александро-Невской лавры и настоятелем во многих знаменитых русских обителях. Люди, приближенные к императорскому двору, часто искали его совета и дружбы. Дочь полководца А. В. Су­ворова, графиня Н. А. Зубова была духовной дочерью архимандрита. Граф Н. П. Шере­метев просил о. Мельхиседека в особом пи­сьме «во изъявление его признательности Господу» за рождение сына соорудить в знаменитом Ростовском Яковлевском мона­стыре  (настоятелем  которого в то время и являлся архимандрит) соборный храм в честь святителя Дмитрия Ростовского. К житию великого старца приложено его ду­ховное завещание (единственное в этом издании).

Рядом с забытыми именами стоят и дос­таточно известные - игумен Исайя Саров­ский, настоятель Свято-Успенской Саровской пустыни с 1842 по 1858 г., и богослов, епископ Руфкой православной церкви Иг­натий (Бренчанинов).

 


Душеполезное чтение

В книге идет речь о житиях не только отдельных подвижников. Здесь помещены и целые коллективные жизнеописания, например, история подвижников Глинской пустыни, Владимирского Аврамиева жен­ского монастыря, жития хотьковских стариц-затворниц Марфы и Евдокии.

Стиль и жанр «Жизнеописаний» свое­образен. Владыка Никодим удачно совмес­тил в своей работе бережно собранные житийные рассказы с комментариями, опи­рающимися на круг исторических источни­ков. Лишенные формальной предвзятости, «сухого» перечисления биографических данных о том или ином человеке, «Жизне­описания» написаны доступным и интерес­ным языком. Автору удалось «оживить» ис­торическую ситуацию и образы давно ушед­ших людей на страницах своей книги. Таким образом, жанр его житий стоит на границе душеполезного чтения и научной работы.

Важен еще тот момент, что именно на рубеже ХIХ-ХХ вв. изучение житийной литературы претерпевало большие изме­нения в силу расширения круга научных подходов. Если ранее жития представляли собой некритическое сочинительство на ос­нове имеющихся сведений о чудесах под­вижников, то в конце XIX в. на смену такому виду работы пришли более совершенные методы анализа агиографического мате­риала - сравнительно-исторический, лингвистический и др. «Жизнеописания», как и другие исследовательские труды о. Нико­дима, являются подтверждением высочай­шего уровня научной компетентности ав­тора. При этом владыка не ограничил свою работу исключительно рамками науки - душеполезность и доступность чтения остались на первом месте.

Научная деятельность владыки Никоди­ма Кононова, как и его биография, остает­ся малоисследованным предметом. «Жиз­неописания отечественных подвижников благочестия XVIII и XIX веков» - произведе­ние уникальное как по содержанию, так и, можно смело сказать, по историко-документальному значению. Оно открывает важ­ные научные перспективы для углубленно­го изучения не только истории русского под­вижничества, но и жизни этого удивительно­го человека.

 

 

Имя богослова, проповедника и ученого Никодима Кононова долгое время находилось в забвении. Память о владыке, расстрелянном в январе 1919 года в Белгороде, несколько десятилетий тщательно стиралась со страниц официальной истории. К концу XX столетия личность о. Никодима снова вызвала интерес, а в 2000 году он был канонизирован Русской православной церковью и причислен к лику святых новомучеников и исповедников российских.


История Белогорья Улицы и площади Исторические здания Храмы Белогорья

Белгородские знаменитости Памятники истории и архитектуры Достопримечательные места Электронные ресурсы