Трёхлетняя годовщина
обретения мощей священно-мученика.
МОНАХ
И ПРОСВЕТИТЕЛЬ
Святитель Никодим - удивительный пример совмещения в одном лице кропотливого
исследователя,
писателя, проповедника, администратора и христианского мученика. По злой иронии века,
последним дореволюционным
белгородским епископом, убитым малограмотными революционерами, был учёный-монах с
академическим образованием, чьи
труды по истории и агиографии переиздаются
до сих пор.
Будущий епископ Никодим, в миру Александр Михайлович Кононов, родился в
семье священника-миссионера
Архангельской губернии. Закончив духовную семинарию, а после - Санкт-Петербургскую духовную академию, он в 1896 году принял монашеский
постриг и в сане архимандрита трудился в качестве ректора Калужской и Олонецкой духовных семинарий. Задолго до своего прибытия в Курскую губернию он проявил себя как неутомимый исследователь подвижничества и истории монастырей Русского Севера.
9
января 1911 года архимандрит Никодим был возведен в Санкт-Питербурге в сан епископа Рыльского, викария, то есть помощника главного епископа Курской епархии. Прибыв на место служения, епископ Никодим принял самое активное участие в подготовке и проведении торжества прославления святителя
Иоасафа в лике святых и много труда
и энергии положил на изучение его биографии.
В 1913году владыка Никодим был переведён на епископскую кафедру в Белгород,
где и оставался до самой своей гибели.
ГЛАВНЫЙ ВРАГ БОЛЬШЕВИКОВ
После массового бегства белгородских
семей, принадлежавших к городской дореволюционной элите, епископ Никодим остался единственным крупным представителем старорежимного времени, обладавшим авторитетом среди населения и возглавлявшим местное духовенство, которое революционерами рассматривалось как
контрреволюпионная сила.
Неудивительно, что в глазах местных
большевиков владыка окончательно
превратился в их главного врага.
Епископ Никодим регулярно, как до, так и после прихода
большевиков, произносил с амвона
обличительные речи против насилия и
грабежа, чинимого революционерами. Наместник белгородского Свято-Троицкого мужского монастыря о. Митрофан вспоминал : «В проповедях своих епископ Никодим изобличал большевиков, предостерегая от них народ, и всячески старался раскрыть народу глаза на истинную грабительскую политику большевизма. Большевикам содержание проповедей епископа Никодима не нравилось, и не раз они угрожали епископу, что примут в отношении него самые крутые меры, если он
будет затрагивать в своих проповедях
большевиков и критиковать их действия».
Повторное
вступление большевиков в Белгород сопровождалось массовыми грабежами населения,
взятием заложников за выкуп, изъятием у населения жилья, вымогательством,
расстрелами и избиениями. Игнорировать происходящее епископ Никодим не мог и
продолжал обличать творящееся насилие, несмотря на угрозы в свой
адрес.
Это пусть
моральное, но противостояние большевикам сыграло роковую роль в судьбе архиерея,
предопределив его скорую смерть.
АРЕСТ ВЛАДЫКИ
В декабре 1918 года епископ Никодим был арестован, но потом отпущен. Вновь
сказав обличающую
насилие проповедь, он был арестован снова.
Весть об аресте епископа облетела Белгород. У женского монастыря, где в
то утро должен
был служить владыка, начали собираться люди. Преподавательницы женской гимназии стали просить
свою начальницу
Марию Дмитриевну Кияновскую выступить в качестве представителя от народа с просьбой отпустить
владыку. Мария
Дмитриевна и часть собравшихся направились к зданию ревкома.
Увидев толпу протестующих, большевики пришли в большое волнение - председатель исполкома Меранвиль и комендант города Стефан Саенко вызвали солдат и не выходили до их прибытия. Солдаты
прибыли, здание было оцеплено, на толпу навели пулеметы. Появились сильно напуганные Меранвиль и Саенко. Кияновская
стала просить освободить епископа, но ни Меранвиль, ни Саенко её не слушали. Саенко находился в состоянии крайнего
возбуждения и, размахивая нагайкой,
в исступлении кричал : «Явная
преступница! За буржуя стоишь!».
Постепенно, кроме солдат, толпу
наводнили агенты ЧК, были схвачены
Мария Дмитриевна, священник Преображенской
церкви о. Владимир Лимарев и ещё несколько человек.
Разогнав жителей при помощи солдат и стрельбы, большевики продолжили
аресты. По указанию Меранвиля в мужской монастырь явились оба Саенко - комендант города и начальник милиции.
Обвинив монахов в
провоцировании народного волнения,
комендант приказал начальнику
милиции арестовать наместника о.
Митрофана, казначея о. Даниила, благочинного
о. Серафима и ризничего о. Неофита, после чего тот препроводил их в комендатуру.
Там их снова встретил Стефан Саенко со словами : «Через вас, попов да
монахов, вся революция пропала, я вас всех перережу или постреляю!».
Позднее, в 5 часов вечера, в комендатуру был приведён и о. Порфирий Амфитеатров - один из
самых уважаемых в городе священнослужителей. На пожарный двор - сейчас это двор
Белгородского строительного колледжа - была выведена Мария Дмитриевна
и убита Стефаном Саенко из револьвера тремя выстрелами в упор.
Через несколько дней расстреляли и отца Порфирия. В ночь после этих
событий владыка Никодим был острижен, переодет в солдатскую шинель, фуражку и расстрелян
во дворе белгородской
тюрьмы. Расстрел производили председатель уездной ЧК Васильев М.А., старший оперуполномоченный ЧК Набоков С. П. и
начальник милиции
Саенко В. А. Тело владыки было закопано на месте расстрела.
Приготовленная для епископа могила была вырыта не по его росту, труп в ней не помещался, и его
фактически втиснули в эту могилу на коленях лицом вниз. Надзиратель тюрьмы,
присутствовавший при откапывании владыки, потом говорил: «Его, видимо, туда утаптывали ногами,
чтобы он поместился
в ней».
В феврале 1919 года тело владыки было выкопано и перевезено
в общую яму за городским кладбищем. Именно там его и обнаружила специальная комиссия деникинской армии, занявшей Белгород летом 1919 года. Останки были торжественно перезахоронены у се верной
стены Свято-Троицкого собора
мужского монастыря.
КАНОНИЗАЦИЯ И ОБРЕТЕНИЕ МОЩЕЙ
Святитель Никодим был канонизирован
Архиерейским собором Русской Православной Церкви в августе 2000 года в лике новомученика и
исповедника. Однако точное место его захоронения было неизвестно. И только начало
перепланировки квартала, где до революции располагался Свято-Троицкий собор с монастырём,
внесло окончательную
ясность в этот вопрос.
В ноябре
2012 года останки владыки Никодима были обнаружены в кирпичном склепе при проведении
земляных работ
у фундамента строящегося здания Белгородской митрополии - там, где и были захоронены в 1919 году. Для идентификации останков была создана специальная комиссия и проведён ряд экспертиз, в том числе баллистическая, так как в останках были обнаружены пули. Комиссия вынесла решение о принадлежности останков владыке Никодиму. Гробница священномученика включена в список объектов, обладающих признаками объектов культурного наследия.
24 марта 2013 года, в день Торжества Православия, в Спасо-Преображенском
кафедральном
соборе Белгорода обретённые мощи священномученика Никодима, епископа Белгородского, были
впервые торжественно
изнесены для поклонения верующим. Сейчас они находятся в домовом храме нового здания
Белгородской митрополии.
Лития у склепа, где были обретены
мощи.
|
|