Лампада
В календаре января есть две памятные даты истории Белгорода. В 1992 году 8 января Смоленский собор вернули верующим. А 11 января 1962 года Преображенский собор решили превратить в краеведческий музей. Так что же творилось в этих древних храмах в советские годы ?
НА НУЖДЫ ГОЛОДАЮЩИХ
Уже в 1922 году из Преображенского собора
решили изъять церковные ценности. Делалось
всё это под благовидным предлогом. 7
апреля в храм прибывает чиновник Белгородского
уездного исполкома по фамилии Покшев
и рассказывает присутствующим, что
изъятое имущество отправят голодающим Поволжья. Верующие поверили этой версии и
с пониманием отнеслись к ситуации. Протеста не высказали. А чиновник отчитался
в уисполком : «Всё прошло гладко, так что
можно действовать свободно по
изъятию ценностей».
В апреле комиссия изъяла 88 серебряных предметов весом более 80 килограммов. Но этого не хватило властям. В 1923 году они забрали ещё 2 покрышки с Евангелия, 2 гробнички, 2 ризы, кадило, сосуд, крест, дискос и блюдечко.
В те времена в храме нередко появлялись люди, желающие сорвать богослужение и проводившие атеистическую
агитацию. Проходит ещё несколько лет, и
безбожники начинают ратовать за
закрытие церквей.
«Почему не закрыты Преображенская и Смоленская церкви, самые удобные для ссыпки хлеба ? Дожди начались. Хлеб не может дальше оставаться под открытым небом. Нужны помещения. Надо немедленно не «поднять вопрос» - он уже поднят давно, а попросту закрыть Преображенскую и Смоленскую церкви. Расположенные в самом центре базара, поблизости от ссыпных пунктов, они наиболее удобные для ссыпки хлеба», - такое гневное обращение
размещает на своих страницах «Белгородская правда».
«Чего они ждут ? Несколько раз в «Белгородской правде» рабочие города поднимали вопрос об использовании церквей, в особенности Смоленской, под хлебохранилище. Есть целый ряд требований избирателей, тысячи подписей стоят
под постановлением рабочих собраний о закрытии церквей, а Горсовет всё ещё стесняется отобрать церкви у попов и ханжей», - отмечается
в сводках того времени, найденных в архивах.
Но тогда храм не закрыли, случилось это позже. В 1934 году передали здание местному полку под
клуб. Позднее там разместили пункт «Заготзерно».
Храм открыли вновь во время оккупации в 1942 году. Ещё 15 послевоенных лет в нём проводили
богослужения. Всё поменялось в начале шестидесятых.
КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ
На партийных собраниях стали обсуждать идею
передачи Преображенского собора под планетарий и областной музей. Вскоре началась
большая кампания по сбору общественного
мнения. Студенты пединститута, находившегося
напротив храма, стали инициаторами
его закрытия. В пользу этого решения подписались
более 10 тысяч человек. Конечно,
были те, кто отстаивал собор, писал письма патриарху, Брежневу, Хрущёву,
но поддержки в кругах власти не нашёл.
Ремонт шёл больше десяти лет. От идеи планетария в итоге отказались. А вот музей открыли в 1973-м. Внутри здание переделали. Поэтому посетителям даже сложно было представить,
что раньше здесь был храм. На двух этажах
разместили 16 залов, там хранились тысячи документов с древнейших времён до
начала семидесятых годов.
Музейная экспозиция не обошла вниманием и святителя Иоасафа, личность которого характеризовали в соответствии с атеистическими тенденциями времени. В музее расположились и
евхаристические сосуды из серебра, которые
изготовили ко дню прославления святителя
в 1911 году.
ПРОТИВОСТОЯНИЕ
Не менее драматично складывалась и судьба Смоленского собора, который в годы советской власти закрыли. В 1930-х на первом его этаже были
склады 163-го территориального стрелкового полка, на втором этаже недолго располагался краеведческий музей. Во время немецкой
оккупации собор открыли, и некоторое время
он действовал. После войны второй этаж был отдан под склад зерна.
Противостояние между верующими и безбожниками нарастало. Одни ратовали за восстановление собора, другие добивались его сноса. При осмотре здания сотрудник управления
по делам архитектуры при Совете Министров
РСФСР Михаил Милославский и начальник отдела по делам строительства и
архитектуры Белгородского
облисполкома по фамилии Воронова пришли к разным выводам. Милославский отмечал его крепкую кладку и предлагал провести реставрацию в три этапа, Воронова считала состояние собора аварийным и угрожающим. В 1958 году храм хотели
уничтожить.
ТАЙНА СКЛЕПА
В своей книге «Пройдёмся по старому Белгороду» Александр Крупенков рассказывает интересную историю, которой поделился Юрий
Пономаренко, возглавлявший в конце пятидесятых инженерные
изыскания и работы по оценке состояния
фундамента Смоленского собора.
«Работы проводились бригадой из трёх человек
: два проходчика шурфов А. Подзолков, И.
Самойлов, коллектор В. Черных. Однажды прибегает
ко мне в кабинет Володя Черных и говорит
: «Юрий Викторович, шурфом у алтаря
мы вскрыли склеп». Я немедленно пришёл в собор и увидел на глубине примерно 0,5 м сводчатую кровлю кирпичного склепа. Когда кровля на небольшом участке была вскрыта, из склепа как бы вырвался воздух. (...) внутри стоял гроб с нависающей над ним крышкой (по углам гроба находились стойки). В гробу лежал покойник, судя по одеянию, священник, в рясе, обуви как бы с
обрубленными носками, лицо прикрыто «воздухом»,
на груди он держал крест зелёного цвета,
где-то у воротника что-то поблёскивало.
Я послал Черных в краеведческий музей, чтобы он привёл специалиста, а сам возвратился в
кабинет. В это время Подзолков через пролом в кровле спустился в склеп, чтобы
выяснить, что это блестело. И когда он дотронулся, всё
разрушилось и осело на дно склепа. То есть это
был уже тлен. Как потом выяснилось, блестела перламутровая пуговица.
Крест был зелёным, потому что состоял уже
из окиси меди, гвозди в руках превращались в коричневый порошок, были
они кованые, квадратного сечения, что
указывает, что это захоронение относится к XVIII веку. Хорошо
сохранился только шёлк, из которого был
выполнен «воздух», и шнур для креста».
ВОЗРОЖДЕНИЕ
Много ещё испытаний выпало на долю Смоленского
собора во второй половине XX
века. Но времена менялись. В конце 1980-х
здесь наконец-то начались
восстановительные работы. Сначала
хотели сделать зал органной музыки,
но изменение ситуации в стране привело
к тому, что в 1992 году храм вернули верующим. Спустя два года была
освящена нижняя церковь, а в 1996 году и верхняя. Белгородцы вывезли из этих
стен кучу мусора, отремонтировали собор, сделали росписи.
Современный город невозможно представить без этой древней святыни, как невозможно представить и без Преображенского кафедрального
собора. Эти величественные здания - в числе
тех немногих крупиц дореволюционной истории, которые достались
современному Белгороду.
|