Лекарство
прозябшего путника
К Международному дню чая
Помните пушкинские
строчки из «Евгения
Онегина»:
«Смеркалось. На
столе, блистая,
Шипел вечерний
самовар,
Китайский чайник
нагревая,
Под ним клубился
лёгкий пар.
Разлитый Ольгиной
рукою,
По чашкам тёмною
струёю
Уже душистый чай
бежал…»
Действительно, одной из самых ярких черт
русского традиционного быта издавна
считается чаепитие за самоваром, который был
своеобразным олицетворением достатка,
семейного уюта, благополучия.
Самовар
обязательно
включали в девичье
приданое, или
передавали по
наследству, или
дарили.
Устройства, подобные
самовару, были
известны ещё в
глубокой древности.
Например, древние
римляне, желая попить
кипяточку, брали
сосуд, наполняли его
водой и бросали туда
раскалённый камень,
вода закипала.
В Европе стали появляться похожие
устройства с более усовершенствованной
конструкцией.
Русская чайная
машина, как её
называли в
Западной Европе,
впервые
появилась в
России в период
правления
Петра I.
Своим появлением самовар обязан чаю,
который в Россию был завезён в XVII веке из
Азии и применялся поначалу как лекарство
среди знати.
Со временем чай стал
конкурентом сбитня -
любимого напитка
Древней Руси. Этот
горячий напиток
приготовлялся с мёдом
и лекарственными
травами в сбитеннике.
Сбитенник внешне
напоминает чайник,
внутри которого
помещалась труба для
закладки угля. Бойкая
торговля сбитнем шла
на ярмарках.
В XVIII веке на Урале и в
Туле появились
самовары-кухни,
которые
представляли собой
братину, разделённую
на три части: в двух
варилась пища, в
третьей -чай.
Сбитенник и самовар-
кухня и были
предшественниками
самовара. Кто его
изобрёл, неизвестно.
Известно лишь,
что, отправляясь
на Урал в 1701 году,
тульский кузнец-
промышленник
Иван Демидов
захватил с собой и
искусных рабочих, и
медных дел
мастеров.
Во времена Петра
Великого на Урале
началось небывалое
развитие
промышленности,
строилось огромное
количество
медеплавильных и
металлургических
заводов.
На одном из таких
заводов начали
производство
бытовой посуды из
меди для населения,
В 30-х годах
XVIII века
начали
выпускать
чайники с
ручкой.
Первое упоминание
самовара в
исторических
документах датируется
1746 годом, и
доподлинно известно,
что к концу XVIII века
принципы работы и
само устройство
самовара
сформировались
окончательно, причём
до сих пор остаются
неизменными.
Первая в России самоварная фабрика была
открыта в 1766 году в Москве, но подлинную
революцию в самоварном искусстве произвели
туляки. Со второй половины XIX века Тула
становится «самоварной столицей». Там
насчитывается в это время около 80 фабрик,
выпускавших более 150 фасонов «чайных машин».
Тульские самовары проникали во все уголки
России, становились украшением ярмарок.
Ежегодно с 25 мая по 10 июня из Тулы по реке Оке
(до Оки самовары везли на лошадях) самовары
переправлялись на Нижегородскую ярмарку. Речной
путь имел ряд преимуществ: был дешевле, да и
самовары при таком способе транспортировки
сохранялись лучше.
В связи с тем, что на
большей части
территории России
климат довольно
прохладный, люди
выпивали в день по
нескольку чашек чая.
Помимо этого, теплом
самовара можно было
вполне неплохо прогреть
помещение. Всё это
привело к тому, что
самовар стал очень
популярен среди народа,
даже, несмотря на свою
далеко не низкую
стоимость.
Стоимость самовара определялась в
зависимости от его веса, то есть чем
тяжелее был самовар, тем он стоил дороже.
Дюжина самоваров весила более 4 пудов и
стоила 90 рублей.
Вначале самовары
изготавливались
из красной
(чистой) и
зелёной меди,
мельхиора, а
позже стали
использовать
более дешёвые
сплавы типа
латуни.
Самовары вошли в
каждый дом, стали
характерной чертой
русского быта. Поэт
Борис Садовской в
предисловии к
сборнику «Самовар»
писал: «Самовар в
нашей жизни
бессознательно для
нас самих огромное
занимает место. Как
явление чисто
русское, он вне
понимания
иностранцев.
Русскому человеку в гуле и шёпоте самовара
чудятся с детства знакомые голоса: вздохи
весеннего ветра, родимые песни матери, весёлый
призывный свист деревенской вьюги.
Самовар -это часть жизни и судьбы нашего
народа, отражённая в его пословицах и
поговорках, в произведениях классиков
нашей литературы.
Это доброе русское гостеприимство.
Это круг друзей и родных, тёплый и сердечный
покой. Увитое хмелем окно веранды, летняя ночь с
её звуками и запахами, от прелести которых
сердце замирает, круг света от лампы с
матерчатым уютным абажуром и, конечно же…
ворчащий, сверкающий медью, пышущий паром
тульский самовар на столе.
Где тульский самовар, там и тульский пряник.
Одно без другого невозможно.
В нашем языке
словосочетание
«Тульский самовар»
давно стало
устойчивым. Но
ассоциируется оно не
только с чаепитием,
но и с другими
фактами нашей жизни.
Так, нелепый поступок
А.Чехов сравнивает с
поездкой
«в Тулу с собственным
самоваром».
Газета «Тульские губернские ведомости» за 1872
год о самоваре писала так:
«Самовар — друг семейного очага, лекарство
прозябшего путника…»