Эпоха в лицах

Когда в июне 1915 года в Белгороде появилась новая газета «Белгородские силуэты», городские власти поняли, что следует ждать неприятностей. Еще бы, ведь издавать ее начал не кто-нибудь, а гласный городской Думы Павел Иванович Барышников - личность весьма известная и «скандальная». Отставной педагог, статский советник, литератор, яркие выступления которого в Думе всегда отличались язвительной формой и «неудобным» содержанием. А ещё - талантливый публицист, который на страницах своей газеты оставил живую картину провинциального Белгорода и его обитателей.

 

 

ТАЛАНТЛИВЫЙ, НЕОРДИНАРНЫЙ

И СКАНДАЛЬНЫЙ

Барышников не был коренным белгородцем. Родился в 1863 году в селе Урей Краснослободского уезда Пензенской гу­бернии (ныне Мордовия). Отец его был не­давно освобожденным крепостным, мать - прачкой. Казалось бы, такое происхожде­ние не сулило счастья и удач. Однако судь­ба одарила юношу талантом : он окончил сельскую школу, Краснослободское уезд­ное училище, а затем поступил в Белгород­ский учительский институт. Так состоялось его первое свидание с нашим городом.

Через три года новоиспеченный, только что женившийся учитель уезжает препода­вать в г. Чембар Пензенской губернии. При этом, обучая других, Павел Иванович в 1886  году оканчивает Казанский университет.

В 1890 году Барышникова как опытного педагога   назначают   инспектором   народ­ных училищ. Однако из-за ­постоянных конфликтов с местным дворянством он вынуж­ден переезжать из губернии в губернию : нигде придирчивого инспектора больше двух лет выдержать не могли.

С 1907 года он живёт в Белгороде, где занимается литературной и общественной деятельностью. Белгородцы знали его не только как одного из самых богатых людей города, но, в первую очередь, как неужив­чивого человека, постоянно критиковав­шего городское руководство за нерасторопность в решении городских проблем и нежелание искоренять недостатки. Именно благодаря этой черте характера его избра­ли гласным в городскую Думу, где он пред­ставлял партию октябристов.

ПОПУЛЯРНЫЕ «СИЛУЭТЫ»

Особенную популярность приобрел Павел Иванович в 1915 году, когда начал издавать свою газету «Белгородские си­луэты». Это была необычная газета даже для того времени. Она выходила не пери­одически, не публиковала правительствен­ные сообщения и указы, местные новости и зарубежную хронику, рекламу и объяв­ления. Основные темы газеты обозначены в ее подзаголовке : «В «Силуэтах» даются очерки, рассказы, заметки, сообщения и т. п. материалы из общественных нравов Белгорода и из деятельности соседних городов и уездов, а также набрасываются эскизные бытовые картинки из провинци­альной жизни вообще».

Газету Павел Иванович издавал на собственные средства. Он был сам и корре­спондентом, и редактором. Кабинет в его доме был всегда полон народу : «Один за одним идут обыватели. Всяк несет издате­лю свое горе, свою нужду и жалобу. Я слу­шаю. Да и как не слушать, когда раскрыва­ется народная душа, народное сердце». 

В беседах с посетителями Павел Ивано­вич черпал богатый материал о жизни белгородцев, а потом на страницах «Силуэтов» появлялись острые, критические статьи и фельетоны, вызывавшие бурную реакцию в тихом городке : положительную у рядовых граждан и резко отрицательную у городских властей. Стоила газета пять копеек - цена по тем временам немалая, но очередной ти­раж расхватывался моментально. 

Одной из любимых тем издателя была школьная. И это не случайно : Павел Ивано­вич семнадцать лет проработал учителем и восемь лет инспектором училищ. Он был автором и составителем более шестидеся­ти учебников, хрестоматий, пособий, по ко­торым занимались в гимназиях и училищах всей России. Как гласный городской Думы и член школьной комиссии, он участвовал в проверке учебных заведений. Нищенское состояние школ глубоко волновало и воз­мущало его. Главную причину этого автор видел в том, что они брошены на произвол судьбы, в то время как в других городах и власти, и местные меценаты уделяют про­свещению большое внимание.

Издатель не боялся на страницах своей газеты вступить в схватку с такими влия­тельными людьми Белгорода, как поли­цейский исправник Щабельский и местный «меловой король» Ямпольский. Однако са­мой главной мишенью для критики и злых насмешек в «Белгородских силуэтах» был городской голова И. Г. Муромцев. Редкая публикация обходилась без его имени. На страницах «Силуэтов» он предстает как бездарный чиновник, ретроград, абсолют­но ничего не делавший для города. Хотя документы Белгородского областного го­сударственного архива свидетельствуют о том, что Иван Гаврилович Муромцев уде­лял время проблемам города и проявлял инициативу в решении многих вопросов. Видимо, у Барышникова были свои при­чины резко критиковать городского голову. 

Естественно, что печатать в местных типографиях такую «вредную» газету было невозможно, и Барышников вынужден был издавать ее в Москве.

Просуществовала газета недолго - всего семь месяцев. Вероятно, городские власти все же сумели найти способ расправиться с неугодным изданием. 

К сожалению, ни в Белгородской, ни в Курской, ни в других областных библиоте­ках не сохранилось ни одного экземпляра «Белгородских силуэтов». Их можно найти только в крупных книгохранилищах Москвы и Санкт-Петербурга.

БИТВА ЗА МУЗЕЙ

Октябрьскую революцию Барышников, хотя и был рабоче-крестьянского проис­хождения, принял без особого восторга. Однако же никуда не эмигрировал, а стал сотрудничать с новой властью. В июне 1919 года он был назначен инспектором на­родных училищ. Однако через две недели в Белгород вошла Добровольческая армия генерала А. И. Деникина, и Барышников был освобождён от должности. Новой вла­сти Павел Иванович оказался не нужен. Он уехал в Москву, где окончил курсы музей­ного дела, а затем заведовал губернскими музеями в Пензе и Пятигорске.

Вернувшись в Белгород, этот неутоми­мый энтузиаст и любитель старины решил возродить музей и здесь. Найдя поддержку в Курске и получив назначение на долж­ность заведующего, он энергично взялся за работу.

Музей открылся в октябре 1924 года как филиал Курского губернского музея краеведения. Он разместился в одном из зданий бывшего Свято-Троицкого мужского монастыря (на снимке). 

Первыми экспонатами стали 780 пред­метов, приобретенных Павлом Иванови­чем на школьной выставке. Он взялся за розыски пропавших экспонатов закрытого два года назад музея. Одновременно ез­дил по деревням и селам Белгородского уезда, чтобы найти старинные вещи в быв­ших помещичьих усадьбах.

Музею не хватало мебели и другого имущества. Местные власти старались не замечать бедственного положения музея, считая, что все вопросы должен решать сам заведующий.

Но Павел Иванович постоянно беспоко­ил начальство, требуя помощи и внимания к культуре. Он сумел добиться расширения музея, когда экспонаты уже не помещались в двух тесных комнатах. 

В марте 1925 года уездный исполни­тельный комитет передал музею все во­семнадцать комнат второго этажа бывше­го архиерейского дома. Однако радость Павла Ивановича была преждевременна. Неизвестно, какими соображениями ру­ководствовались местные власти, решив разместить на первом этаже детский дом имени III Интернационала. Такое сосед­ство доставляло П. И. Барышникову много хлопот и беспокойства : голодные и безнадзорные детдомовцы били в музее стекла, срывали замки, выламывали двери, крали наиболее ценные вещи и несли их прода­вать на базар. Сторож физически не мог уследить и предупредить бесконечные кражи. 

С большим трудом директор музея до­бился перевода детского дома из мона­стыря в более подходящее для воспитания место. Но освободившиеся помещения уисполком распорядился предоставить опять-таки не музею краеведения, а дисло­цировавшейся в Белгороде воинской части.

В интересах дела Павел Иванович никогда не боялся идти на открытый кон­фликт с местными властями. Непримири­мые отношения были у него с заведующим Белгородским уездным отделением на­родного образования Трухмановым. Тому не было никакого дела до проблем музея, а настойчивость Павла Ивановича просто выводила его из себя. На этой почве между ними начались трения, очень скоро пре­вратившиеся в открытую вражду. В итоге, несмотря на заступничество Курского губмузея за «ценного работника и опытного музееведа» Барышникова, Трухманов всё же добился его увольнения.

Оставшись не у дел, Павел Иванович переезжает в Харьков. Белгородский му­зей, лишенный толкового руководителя и подходящего помещения, фактически пе­рестаёт существовать.

ЗАБЫТОЕ ИМЯ

Работая на новом месте, Павел Ива­нович не терял надежды вернуться в Бел­город и снова заняться любимым делом. Однако давние недоброжелатели, которых он нажил немало, сумели всё же отомстить ему. В 1930 году по анонимному доносу Барышников был осуждён за «активную борьбу против рабочего класса и револю­ционного движения» и приговорён к пяти годам ссылки в Северный край (г. Вологда). Дальнейшая судьба его неизвестна.

В 1999 году президиум Белгородского об­ластного суда реабилитировал осуждённо­го за отсутствием доказательств его вины. 

Многие десятилетия Павел Иванович Барышников был прочно забыт. Вышед­шие до Октябрьской революции его много­численные книги и учебники никогда не переиздавались. В краеведческих издани­ях советского периода имя П. И. Барышни­кова не упоминалось. Но мы, безусловно, должны знать и помнить об этом сложном, противоречивом человеке, зачинателе и организаторе музейного дела в Белгороде.


История Белогорья Улицы и площади Исторические здания Храмы Белогорья

Белгородские знаменитости Памятники истории и архитектуры Достопримечательные места Электронные ресурсы