Знаменитые земляки

 

ПОДВИЖНИК Наш земляк, бывший кре­постной крестьянин Гавриил Якимович Ломакин, стал выдающимся хоро­вым дирижёром, основал в Санкт-Петербурге музыкальную школу, ко­торая «дала возможность талантам из бедных людей учиться бесплатно».

 

ДОВЁЛ ХОР ДО СОВЕРШЕНСТВА

Гавриил Якимович Ломакин родился в слободе Борисовке (сейчас райцентр Белго­родской области) в семье крепостного кресть­янина, по его собственным словам, в 1812 го­ду, а по архивным данным - в 1811-м. Мальчик учился певческому искусству в борисов­ской капелле и пел в церковном хоре.

В 1822 году в Борисовку из Санкт-Петербурга приехал капельмейстер для очередного набора голосов в капеллу графа Дмитрия Николаеви­ча Шереметева. Гавриила заметили и переве­ли в столицу. Юный музыкант не получил ни об­щего, ни специального образования, но по соб­ственной инициативе брал уроки игры на скрип­ке и фортепиано, а также прочитал всю имевшу­юся в библиотеке Шереметева литературу о му­зыке и творчестве выдающихся композиторов.

Граф назначил 18-летнего Ломакина руко­водителем своего хора. После смерти руково­дившего хором Степана Дегтярёва музыкан­ты были не на высоте : певчие едва знали ноты, разучивали произведения на слух, а в обучении не было никакой методики. Ломакин наладил систематическое обучение, составил для пев­чих учебные пособия и разработал новый ме­тод преподавания.  

Стараниями Ломакина капелла вновь ста­ла лучшей в Петербурге. «Он довёл этот хор до того совершенства, благодаря которому тот получил знаменитость не только у нас, но и за границей, - писал в 1863 году о Гаврииле Якимовиче журнал «Русский инвалид». - Публика была восхищена таким ещё неслы­ханным в Петербурге исполнением классиче­ской вокальной музыки».

 

УЧИТЕЛЬ ЧАЙКОВСКОГО

Растущая популярность шереметевской ка­пеллы создала и её руководителю славу та­лантливого педагога-музыканта. В 1830-х го­дах Ломакин начал обучение музыке во многих училищах, институтах и школах Санкт-Петер­бурга. Три десятилетия своей жизни он отдал преподавательской деятельности более чем в тридцати учебных заведениях, в том числе Театральном училище, Императорском училище правоведения, Царскосельском лицее, Пажес­ком корпусе и Смольном институте.

В Пажеском корпусе воспитанником Гав­риила Якимовича был юный князь Юрий Го­лицын - сын другого нашего знаменитого земляка, офицера и музыканта Николая Голи­цына. А в училище правоведения - Пётр Чай­ковский. Ломакин дружил с Михаилом Глин­кой, Александром Даргомыжским, Алек­сандром Серовым и другими выдающими­ся музыкантами.

Граф Дмитрий Шереметев в 1838 году дал своему хормейстеру вольную, сохранив за Ло­макиным его место и денежное содержание. Это позволило музыканту достичь больших успехов. В 1848 году Ломакин стал уже глав­ным учителем Придворной певческой капел­лы, в которой проработал больше десяти лет.

 

СВЕЖИЕ ГОЛОСА

В 1860-х годах Ломакин часто общал­ся с композиторами Милием Балакиревым, Александром Серовым и известным критиком-искусствоведом Владимиром Стасовым. В своих «Автобиографических записках» нош земляк так рассказывает об этих встречах :

«Разговор обыкновенно шёл у них о музыкальном прогрессе. о развитии искусства хорового  пения, о превосходстве хора графа Ше­реметева, и многие приходили в негодование, что такое музыкальное сокровище, как этот хор, доступно только малому числу слушате­лей, тогда как он должен быть общим досто­янием... Ломакина вызывали на более внеш­нюю и обширную музыкальную деятельность. Мельников, любимый ученик Ломакина, подговаривал его составить городской хор. Ста­сов говорил : «Готовьте нам учителей, Гаври­ил Якимович, этого мало, что вы сами умеете учить : вас не будет - и кончено ! Нет, оставь­те после себя учителей». Балакирев прово­дил мысль открыть бесплатную музыкаль­ную школу, к которой бы примкнуло общест­во любителей, музыкантов, певцов и где его роль была бы управлять оркестром, а Лома­кина – хором».

Гавриил Якимович ухватился за эту мысль. В 1862 году совместно с Милием Балакиревым он основал в Санкт-Петербурге бесплатную музыкальную школу, состоявшую под император­ским покровительством. Ломакин говорил, что нужно «привлечь в эту школу массу народа со свежими голосами, дать возможность талан­там из бедных людей учиться бесплатно, дав им музыкальное образование, составить из них громадные хоры».

Шереметев разрешил Ломакину использо­вать свою певческую залу для дневных занятий школы. «Число желающих учиться в бесплат­ной музыкальной школе было так громадно, что граф Шереметев, стоя у окна своего до­ма, следил за проходящими в классы его двор­ца, ужасался их многочисленности», - вспо­минал Ломакин. В первый раз в школу пришли около 200 человек.

 

НЕБЫВАЛОЕ ЯВЛЕНИЕ

Гавриилу Якимовичу было уже 50 лет, когда он стал первым директором музыкальной шко­лы, а также сам дирижировал хоровыми кон­цертами учащихся. Программа обучения вклю­чала ознакомление с теорией музыки, преду­сматривала занятия по сольфеджио, сольному пению. Кроме того, те, кто намеревался стать учителем хора в сельской школе, могли зани­маться на скрипке.

Хор школы часто выступал в концертах, не­изменно пользовавшихся громадным успе­хом по совершенству хорового исполнения и по репертуару из сочинений как классиче­ских, так и современных композиторов. Впо­следствии многие воспитанники школы ста­ли певцами, хоровыми дирижёрами и учите­лями музыки.

Владимир Стасов писал : «Школа, которую основал Ломакин, - такое явление, которо­го у нас никогда не бывало. Никто не думал о действительном музыкальном воспитании нашего народа, никто ещё не раскрывал ему настежь двери, никто не посвятил ему всего своего времени и таланта».

До самой своей кончины в 1885 году Гав­риил Ломакин не оставлял занятий музыкой - он написал более десяти учебных пособий по пению, создал около сорока песен и романсов и другие произведения.

В честь музыканта названы улицы в Белго­роде и Борисовке. В областном центре также проводится фестиваль хоровой музыки, посвящённый памяти Степана Дегтярёва и Гавриила Ломакина. 


Гавриил Якимович Ломакин

История Белогорья Улицы и площади Исторические здания Храмы Белогорья

Белгородские знаменитости Памятники истории и архитектуры Достопримечательные места Электронные ресурсы