Это интересно

 

Найти самые интересные объекты «Белгородским из­вестим» помогли дорож­ники и местные жители. В Книге рекордов Гиннес­са нет ни одного белгородско­го моста. Не едут к нам тол­пы туристов, чтобы посмот­реть на мост над облаками, по­воротный или сворачивающий­ся. И всё же мы попробовали найти самые примечательные.

 

Самый большой

— Каждый мост по-своему индивидуален, как любой человек. Из всех, что есть в регионе, самый уникальный — через Белгородское во­дохранилище. У него до сих пор нет конкурен­тов, хотя был открыт в 2011-м. Длина — 556 м, расстояние между опорами — 84 м, с таким пролётом у нас в области больше нет сооруже­ний, — рассказывает начальник отдела искус­ственных сооружений в областном управлении автомобильных дорог общего пользования и транспорта Александр Бражник.

Из-за большой ширины водного зеркала мост строили по индивидуальному проекту. В эксплу­атацию его сдали в феноменально сжатые сроки: вместо 32 месяцев, пересмотрев технологию, со­орудили всего за год.

 

Самый длинный (когда-то)

В 1981 году статус самого длинного в области получил мост в Валуйском районе. Его длина — более 340 м. В народе этот мост называют Зна­менским — он проходит над Осколом и соеди­няет Уразово с селом Знаменка.

 

Самый первый

В 2012 году впервые в России появился пе­шеходный мост с самым длинным деревянным пролётом — 52 м. Поставили его в посёлке Ново­садовом под Белгородом. Неизвестно, появились ли за прошедшее время у него близнецы-братья или соперники, но для нас он навсегда останет­ся первым.

 

Самые старые

— Самые о старые наши мосты — железнодорожные, в отличие от других, они   сохра­нились луч­ше всего, — рассказал ди­ректор Госу­дарственно­го архива но­вейшей исто­рии области

Юрий Коннов.

Один из долгожителей — мост через Северский Донец в Белгороде, недалеко от трубы ТЭЦ. Его построили примерно в 1886 году. Во время Великой Отечественной войны мост разрушили, но его восстановили практически из тех же ма­териалов, из которых он был построен. В наше время здесь меняли только железнодорожные пути. Сооружение действует до сих пор.

Ещё более старинный железнодорожный мост, постройки 1868 года, сохранился в Весёлой Лопани Белгородского района. Он совсем ма­ленький, около 10 м, и находится рядом со стан­цией Долбино. В тоннеле под ним проезжает транспорт и ходят люди.

Житель села Сергей Ущенко, участник во­енно-патриотического клуба «Огненная дуга», рассказывает, что мостик был ещё свидетелем расцвета села, начавшегося при курском поме­щике Муханове. Тот построил здесь большую ви­нокурню — Весёлолопанский спиртзавод. По же­лезной дороге отсюда отправляли цистерны со спиртом и водкой. Поэтому при реконструкции дороги Харьков — Курск в укреплении этого мо­ста участвовал и Евграф Муханов.

Во время Великой Отечественной станции Белгород и Долбино стали важнейшими стра­тегическими узлами.

— На станции приходила военная техника для обеих армий — советской и германской. В августе 1943-го при отступлении немцев этот мост бомбила вражеская авиация. Только по­тому, что он очень маленький, попасть с воз­духа в него не могли, — говорит Ущенко. — Посмотрите, как хорошо сохранилась уникаль­ная каменная кладка в тоннеле под мостом. Я нашёл старую фотографию, где советских воен­нопленных в августе 1943-го вели как раз через этот тоннель.

 

Самые эффектные

Байтовые мосты на стальных канатах, которые во всём мире считаются самыми эффектными, большая редкость для нас. Среди автомобиль­ных таких нет, а вот среди пешеходных, похоже, всего три на область.

Один стоит на реке Ворскла, в санатории «Кра­сиво». Второй — в Белгороде, у спорткомплек­са Светланы Хоркиной. Третий появился совсем недавно на реке Тихая Сосна в Красногвардей­ском районе, в селе Засосна.

 

И ещё один с историей

Мост с легендой есть у села Мазикино Корочанского района. Давно на дороге Белгород — Короча промышлял грабежом обозов лихой че­ловек по фамилии или кличке Бахарев. Мужик был, видимо, башковитый, потому что дело по­ставил ловко. Деревянный мост на реке Разум­ной был единственной переправой на десятки вёрст. Тут-то и нападал вор на обозников, кото­рым некуда было деться. По фамилии разбойни­ка мост называют Бахаревым до сих пор.

 

Самые тяжёлые

Мосты поцелуев, влюблённых, молодожёнов появились вместе с модой делать свадебные фо­то на мосту и закреплять висячими замками свой союз. Из-за возможного обрушения перил обслу­живающие организации объявили войну тради­ции. Периодически замочки спиливают, но они появляются снова.

Компромиссным решением проблемы стали декоративные металлические деревья и мосты.

Один такой мы нашли в центре Бирюча.

 

Самый мокрый

— Каждую весну во время паводка мост между сёлами Старая и Новая Симоновка (Валуйский район. — Прим. авт.) уходит под воду. Мост старый, советских годов, самодельный. Горе-строители не учли уровень подъёма воды в реке во время паводка, потому мост и тонет. Чтобы его совсем не сносило, укрепили железнодорожными рельсами, но это лишь полумеры, — жалуется местный жи­тель Алексей Копылов. — При ледоходе на реке Оскол деревянный настил ломается так, что машины проваливаются. Сотрудни­ки МЧС ежегодно организуют доставку хле­ба, лодочную переправу жителям Старой Симоновки, которые оказываются отрезанными от материка.

 

Самый будоражащий

В селе Шелаево Валуйского района есть мост для любителей адреналина. Он висит на тросах над рекой Оскол, а они в свою очередь держатся на опорах. К тросам приделаны вертикальные подвесы, на которых устроен проход из досок. Длина подвесного пешеходного моста — около 140 м.

Автор сооружения — газосварщик Виктор Корякин, местный житель. Мостостроитель-са-моучка сделал чертёж, по которому в середине 1990-х организация «Газстрой», взяв за труд 45 тыс. рублей, соорудила мост.

— Страшно по нему идти только первый раз, потом привыкаешь, — говорят шелаевцы.

Однако это не значит, что людей устраивает па­рящая над водой конструкция. Сельчане постоянно

просят о более надёжном устойчивом сооружении.

 

Не считано

С точки зрения инженеров, не всё, что пере­числено выше, можно назвать мостом. Правиль­нее так называть сооружения через водные пре­пятствия или балки. А над железнодорожными или автомобильными путями проложены путе­проводы.

Больше всего мостов в Старооскольском го­родском округе, Валуйском и Белгородском рай­онах, где реки, речушки и балки не редкость. Выяснить, сколько всего в регионе мостов, оказалось сложно. Какие-то находятся в федеральной собственности, какие-то — в региональной или муниципальной. Кроме того, некоторыми мостами владеют предприятия. Общего реестра не существует.

— Например, управление дорог отвечает за 437 мостов и путепроводов области, которые находятся на автодорогах между населёнными пунктами. У мостов на федеральной трассе М-2

«Крым» есть свои хозяева, — объяснил Алек­сандр Бражник.

А ещё немало в области самодельных мостов. Их строили для нужд колхозов — например, для переправки комбайна на другой берег реки. Что­бы сэкономить и время, и средства, их делали без проектов, на глазок, собственными силами. Можно встретить оригинальные конструкции из труб для газопроводов. Но в целом такие со­оружения — большая проблема, потому что не проходят никаких проверок.

— Наши мосты имеют технический паспорт, где указан адрес сооружения, на каком киломе­тре стоит, название автодороги и какое препят­ствие пересекает, — отмечает Бражник.

А вот официальных названий мосты не име­ют. Имена им придумывают люди, и тут всё зави­сит от фантазии. Чаще всего их дают по названи­ям рек, на которых стоят, улиц, ближайших цер­квей или сёл — как упомянутый выше Знамен­ский. Памятник 17 героям-бронебойщикам под Старым Осколом дал имя небольшому железно­му мосту неподалёку. А в Белгороде мост на ули­цу Волчанскую над ж/д путями в народе иног­да называют Пьяным за чересчур кривой изгиб.

 






История БелогорьяУлицы и площадиИсторические зданияХрамы Белогорья
Белгородские знаменитости Памятники истории и архитектуры Достопримечательные места Электронные ресурсы