Имя владельца белгородской типографии начала XX века А. А. Вейнбаума хорошо знакомо историкам и краеведам. В здании бывшей типографии, одном из немногочисленных дореволюционной постройки, сейчас размещается управление

культуры области. Но все же подробности истории строительства этого здания, как

и биографии его владельца, были до сих пор неизвестны. В 2013 году исполнилось 110 лет этому одному из лучших старинных домов города.

ЭПОХА В ЛИЦАХ

В документах фонда Курского губерна­тора за 1892 год сохранился анонимный донос «о злоупотреблениях» владельца белгородской типографии Александра Александровича Вейнбаума : «выкрест» из евреев ...в подрыв губернской типографии послал брата своего еврея Самуила Вейнбаума (которого выписал из Лодзи)» в волостные правления Белгородского уезда «для привлечения к отпечатыванию книг волостных и сельских правлений в его типографии». Кроме того, он обвинялся в печатании запрещенной литературы.   В   результате   проведенной белгородским уездным исправником «внезапной ревизии» выяснилось, что типография существует законно, продукция печатается по заказам всех волостей Белгородского уезда, пяти волостей Корочанского и четырех Новооскольского уездов. А с момента открытия в типографии отпе­чатана всего одна книга священника Г. Томашевского «Домашний архив», и та с разрешения московской цензуры. Не найдя никаких криминальных действий в деятель­ности типографии, дело было закрыто.

Спустя много лет в своих воспоминани­ях наборщик типографии Тарасов, рабо­тавший у Вейнбаума с 1912 года, повторит некоторые детали этого доноса, обвиняя его в фиктивном переходе в православие. В документах Белгородской земской упра­вы конца XIX века Александр Вейнбаум числится как харьковский мещанин. Так кто же он ? Белгородский купец или харь­ковский мещанин, и как появился в нашем городе ?

БЕЛГОРОДСКАЯ ТИПОГРАФИЯ

В этом году исполняется 145 лет Бел­городской типографии. Она ведет свою историю с 19 сентября 1869 года от ти­пографии виленского мещанина Маниса Моисеевича Гордона, имевшего свои ти­пографии в Харькове и Старобельске. Он также занимался продажей типографского оборудования и других принадлежностей через киевского агента Юлеуса Бонштейта. Появление этого человека в нашем городе было неслучайным, в Российской империи еще со времен Екатерины II ве­лась жесткая антисемитская внутренняя политика, получившая название «черта оседлости», которая позволяла евреям проживать только в западных областях. Однако в эпоху реформ Александра II был сделан ряд послаблений для купцов пер­вой гильдии и лицам, имеющим научную степень. По закону 1865 года право про­живать в центральных губерниях полу­чили и некоторые евреи-ремесленники, и именно в этот период в Харькове выдано разрешение на открытие типографии Манису Гордону. 

Белгородская типография Гордона более двадцати лет печатала «Кур­ские епархиальные ведомости», от­четы Белгородской городской управы, брошюры, различные частные заказы. 14 мая 1891 года М, Гордон заключил «условие» на продажу типографии, «находящуюся в г. Белгороде, на Смо­ленской улице, дом Григорьевой № 5, 2 части, 3 квартала» с харьковским мещанином, наборщиком газеты «Южный край» Александром Александровичем Вейнбаумом, проживающим в Харькове на улице Большой Москалевской. Спу­стя два года Гордон продаст и харьков­скую типографию.

В своем прошении о приобретении ти­пографии А. Вейнбаум представил удосто­верение конторы газеты «Южный край» о «занятии в оной» наборщиком, а также указал, что он «присоединен» к правосла­вию в Вознесенской церкви г. Харькова. Прошение это, видимо, не встретив препятствий, было удовлетворено, и уже 18 мая Александр Александрович получил свидетельство на право приобретения типографии «о двух ручных станках и со­держания таковой в городе Белгороде». Всего через год типография сменила свой  на дом 23 по улице Корочанской, который принадлежал мещанке Евдокии Яковлевой. Рядом с ее домом в 1895 году Вейнбаум выстроил одноэтажную каменную лавку. «Принимая в соображение ма­териальную стоимость лавки», земская управа для взимания государственного имущественного налога оценила ее в 1000 рублей. Дом же Григорьевой, в ко­тором прежде размещалась типография, в том же 1895 году был куплен городской управой. 

Строительство торговой лавки указы­вает, что коммерческие интересы А. Вейн­баума распространялись значительно шире типографской деятельности, под­тверждением служит то, что в 1902 году он уже значится как белгородский купец. Все строения на его участке к этому году были снесены, оставлены только флигель и сарай, а в 1903 году «на месте снесенных дома и каменной лавки» по ул. Корочанской, 22 был построен «дом двухэтаж­ный каменный и флигель деревянный», оцененные в 7000 рублей. Дом этот до сих пор является достопримечательно­стью нашего города. Сначала на фоне не­больших строений уездного Белгорода он выделялся своими размерами, сейчас - радует своей стариной и индивидуальностью. А тогда, в начале XX века, в нем была устроена владельцем лучшая, по словам современника, гостиница с теле­фоном и ванной, а на первом этаже - книж­ный, писчебумажный и музыкальный магазин, аптека провизора Когана. Типография же теперь разместилась во флигеле, про­должала работать и осваивать новые виды печатной продукции.

 

ИЗДАНИЯ ТИПОГРАФИИ

Александр Вейнбаум уверенно раз­вивал свое типографское дело - издавал книги, почтовые открытки, наладил выпуск газеты «Белгородский листок». По воспо­минаниям внучки, когда в город пришло известие об отречении царя от престо­ла в 1917 году, собственноручно набрал срочный номер газеты. А первая книга, из­данная им в белгородской типографии, являлась автобиографичной повестью свя­щенника Харьковской епархии Григория Томашевского, служившего в г. Люботин, а с 1877 года в харьковской Святодуховской церкви. Затем он был вторым священни­ком в Вознесенской церкви, а ведь имен­но в ней Александр принял православие ! Григорий Томашевский проживал на од­ной улице с Розалией Вейнбаум, возмож­но, состоящей в родстве с белгородским издателем. Выпуск же автобиографичной книги «Домашний архив», вероятно, был своего рода благодарностью издателя.

Почтовые открытки с видами нашего го­рода - бесспорно, главная заслуга и дости­жение владельца типографии Вейнбаум. Но, как оказалось, такие открытки были на­печатаны не только с достопримечательно­стями Белгорода, но и с видами Оренбурга. Запечатленный на почтовых открытках еще один старинный город России тоже не явля­ется случайностью. У Александра было два младших брата, один из них, Спиридон, жил в Оренбурге, второй брат Анатолий - в Бел­городе, был женат на Виргинии Грикке, род­ной сестре бабушки Татьяны Михайловны Коноровой - коренной белгородке и ныне жи­вущей в нашем городе. В ее семейном архи­ве сохранились фотографии юной Виргинии, которая тогда жила в монастыре, а история их знакомства с Анатолием достойна от­дельного рассказа. Вскоре после революции в Оренбург переехал и Анатолий с женой. В архиве Татьяны Михайловны сохранились замечательные фотографии Виргинии с до­черью, сделанные в Оренбурге.

На оренбургских открытках стоит надпись «Магазин А. Вейнбаума», вероятно там у него была налажена торговля через брата Спиридона.

ПОСЛЕСЛОВИЕ

После событий революции 1917 года всё в жизни владельца типографии изменилось - дом и типография были национализирова­ны. И она стала называться 1-й советской ти­пографией. В апреле 1919-го был составлен план усадебного места А. Вейнбаума, в при­мечании к которому указаны проживающие. Среди них нет самого хозяина, а только его жена, полное имя которой Августа Мальвина Тереза Адольфовна Николаевна Вейнбаум.

Жизнь белгородского издателя закончи­лась трагически, события гражданской вой­ны, волной захлестнувшие и наш город, не оставили ему шансов остаться в живых. По свидетельствам очевидцев, он пытался скрыться от непримиримых оппонентов в родном Харькове. Но все оказалось тщетно, он был расстрелян вместе с женой. По воспо­минаниям родных, его дочь, боясь преследо­вания, долгое время хранила справку о том, что ее отец работал наборщиком в харьков­ской типографии. Вероятно, ту самую, кото­рую он представлял при покупке типографии в Белгороде. Прошло не одно десятилетие, прежде чем вспомнили имя белгородского издателя. С благодарностью и сожалением.

Авторы благодарят за помощь в подготовке материала Т.М. Конорову, г. Белгород, коллекционеров А. Хильковского, г. Харьков и Александра Ере­менко, (г. Москва).


Братья Вейнбаум - Спиридон, Анатолий, Александр.


Обложка издания «Домашнего архива Томашевского»

История Белогорья Улицы и площади Исторические здания Храмы Белогорья

Белгородские знаменитости Памятники истории и архитектуры Достопримечательные места Электронные ресурсы