Многовековая история Белгорода содержит множество славных событий и деяний, но отрезок времени в последние шесть десятков лет для нас особенно интересен. Именно шестьдесят лет назад город получил статус областного центра, столицы вновь воссозданного Белогорья и начал приобретать современные черты, знакомые с детства каждому белгородцу.

 

Началось всё в 1954 году, когда в состав Белгородской об­ласти вошли районы Курской и Воронежской областей. В даль­нейшем образовывались новые административные единицы укрупнялись и, наоборот, раз­укрупнялись районы. Первым руководителем     области     стал Михаил Константинович Крахмалев, а областной центр возгла­вил председатель горисполкома Фёдор Емельянович Коренев. Небольшой провинциальный го­родок с тридцатитысячным насе­лением, утопавший в гречишном цвету, стремительно превращал­ся в значимый индустриальный центр.

Генеральный план застройки Белгорода был создан ещё в 1946 году и практически предусматри­вал строительство только двух­этажных зданий, а потому безна­дёжно устарел для областного центра. Статус областного цен­тра требовал совершенно нового подхода к обустройству. Потому и восстановленный жилой фонд был в крайне запущенном состоянии и требовал капремонта, замены кровли в 90 процентах слу­чаев. В городе не было ни одного метра асфальтированных дорог, всего четыре улицы замощены булыжником.

Уже в феврале 1954 года при­нимается решение о новом плане застройки с повышением этаж­ности с двух до четырёх-пяти этажей, а главную улицу города будут отныне застраивать только многоэтажками. На благоустрой­ство города выделяется 3 млн 476 тысяч рублей и ещё 1 млн 437 тысяч рублей от различных ведомств. Главным же достиже­нием в благоустройстве Белго­рода в 1954 году стало покрытие асфальтом улицы Ленина, а вот участки на пересечении с улицей Фрунзе остались мощёнными бу­лыжником. Расширялись город­ские границы, в городскую черту должен был войти посёлок Супруновка, только вот разрешение на это проходило через Совет Мини­стров РСФСР.

В Белгороде полностью отсут­ствовала база для размещения, административных учреждений. К  примеру,  Облфинотдел   находился в ведомственных детских яслях котлозавода, а контора Гос­банка и областного управления Сберкасс - вообще на частных квартирах. Требовалось же для нормальной работы органов внутренних дел, по крайней мере, 250 комнат площадью 5500 кв. метров. Не было и здания про­куратуры, для строительства которого пришлось обращаться к тогдашнему генеральному про­курору СССР Руденко. Всё же на 1955 год решено было построить 12 административных зданий. За основу брались аналогичные ти­повые проекты, уже осуществлён­ные в других областях. Для стро­ительства административного здания для областных финансо­во-банковских учреждений в 1954 году выделили 1 млн рублей.

Предгорисполкома Ф.Е. Коре­нев, или, как принято теперь го­ворить, первый мэр областного центра, высказал на X городской партконференции общее мнение белгородцев - «...с чем можно было мириться до организации области, т.е. в то время, когда город был небольшим районным центром, то теперь уже с этим мириться нельзя. Разве можно терпеть распущенность и антиса­нитарное состояние городского хозяйства, отсутствие канализа­ции, хорошо действующего водопровода. озеленения, асфальтиро­вания. Нет, этого нельзя терпеть. Разве можно терпеть такое поло­жение, когда на улицах Белгорода люди помают ноги? Разве можно терпеть  такое   положение,   когда на улицах города можно слышать сквернословие, матерщину и вся­кую похабщину?».

Проблем у городского хозяй­ства было не счесть. Одной из важнейших оставалось строитель­ство канализации и расширение водопровода, введённого в строй аж в 1870 году и крайне нуждаю­щегося в ремонте, на весь город была одна артезианская скважина с дебитом 115 кубометров воды в час. Не удовлетворяла потребно­стей населения и предприятий и электроснабжение. На городское хозяйство - озеленение, освеще­ние, установка скульптур, композиций - выделяется пока миллион рублей, при горсовете решено создать управление коммуналь­ного хозяйства и благоустрой­ства, тресты зелёного хозяйства и саночистки, ремонтно-строитель­ный и дорожно-мостовых работ. В начале весны проводится работа по привлечению общественности к работам по благоустройству горо­да, а попросту говоря - к участию в воскресниках, тогда ещё была рабочая шестидневка. Рабочие коллективы, инженерно-техниче­ские работники, служащие брали обязательства отработать по 50 часов на воскресниках. Эта заме­чательная патриотическая иници­атива должна была помочь городу поскорее изменить своё лицо. Не обходилось и без эксцессов, иногда из-за слабой организации воскресник заканчивался преждев­ременно, и работникам горкома и горисполкома приходилось самим копать ямы и сажать деревья.

Создаются и продолжают строиться предприятия тяжелой и лёгкой промышленности, один только котлозавод, строитель­ство которого началось в 1940 году, требовал огромного ко­личества сил, а ведь ещё были цементный и асбошиферный заводы, шла речь о строитель­стве слюдяной фабрики, завода металлоконструкций, технологи­ческого института. Напомним, на дворе стоял 1954 год.

Ещё одна важнейшая пробле­ма - транспортная. Ни трамваев, ни троллейбусов в Белгороде не было. Единственным средством передвижения оставался авто­транспорт - шесть автобусов и восемь легковых такси, которых катастрофически не хватало для перевозок населения. Автобус­ные маршруты пролегали только по улицам Ленина и Буденного (сегодня - пр. Славы), больше никуда добраться общественным транспортом было нельзя. Ска­жем,  в  Савино  водители  зачастую отказывались возить. Уже в апреле 1954 года нужно было открыть шесть новых автобусных маршрутов. Не было в Белгороде ни стоянки такси, и, как не удивительно, бензозаправочного пункта. Выход нашёлся в органи­зации автотреста, которому вы­делили дополнительно 100 грузо­вых автомобилей, 10 автобусов ГАЗ 651, 6 автобусов ЗИС 156, 6 такси М-20 и 5 бензовозов. При­нято было и решение построить бензозаправку и станцию «Так­си». Нужно было организовать пригородные железнодорожные перевозки, да и в Москву как-то добираться. К поезду Харьков-Москва пустили прицепной плац­картный белгородский вагон.

Начинается строительство об­ластной больницы, городского хлебозавода, других объектов социального значения. Гостини­ца на 73 места также не обеспе­чивала нужд молодого облцентра, нужно было сделать хотя бы пристройку к существующе­му зданию и переоснастить его жёстким и мягким инвентарём.

О культуре разговор особый. В городе имелся один кинотеатр «Челюскин» на 250 мест в запущенном состоянии и небольшой Дом культуры. Уже в 1954 году начинается подготовка проект­ной документации на строитель­ство областного драматического театра на 800 мест, двухзального кинотеатра на 500 мест и здания областной библиотеки с книгохранилищем на 250 тыс. томов, а также здания областного краеведческого музея и облтипографии. В июле того же года на базе отремонтированного дома куль­туры планируется открыть дра­матический театр и уже строится клуб котельного завода на 500 мест, Не забывали и о детях. Пи­онеров в Белгороде почти пять тысяч, а для занятий в студиях и кружках есть только три неболь­шие комнатки в том же кинотеа­тре, значит нужно строить и Дом пионеров.

И действительно, всё было ре­ализовано в последующие годы. Что-то строилось тогда, что-то в последующие десятилетия, но в итоге столица Белгородского края приобрела нынешний вид и получила добрую славу красиво­го, благоустроенного и благопо­лучного города не только в Рос­сии, но и далеко за рубежом.

Автор благодарит Государ­ственный архив новейшей исто­рии (ГАНИБО) за предоставлен­ный исторический материал.



Центральная часть города 1961г



Белгород в годы войны был почти полностью разрушен, из 79,9 тыс. кв. метров жилплощади к 1954 году вос­становили только 46 тысяч, да и то в основном силами самих жителей, «путём приспособлений и латаний разрушенных конструкций».

УМВД имело одно ад­министративное здание в 14 комнат площадью 283 кв. метра и два до­мика по десять комнат от горсовета. Областное управление мили­ции служебных площа­дей не имело вовсе.

История Белогорья Улицы и площади Исторические здания Храмы Белогорья

Белгородские знаменитости Памятники истории и архитектуры Достопримечательные места Электронные ресурсы