Духовное наследие

В десяти километрах от районного центра Чернянка раскинулось старинное село Холки. По-разному объясняют ученые и краеведы происхождение названия села. По одной версии, оно связано с названием реки Холок, по другой - село обязано своим названием холмам, у подножия которых расположено.

Главная достопримечатель­ность Холок - подземный мо­настырь с его таинственными пещерами, которые напоминают знаменитые пещеры Киево-Печерской лавры.

На Жестовых горах

Одно из первых подробных описаний Холковских пещер со­держится в памятной книжке Кур­ской губернии на 1888 год. Сведе­ния о пещерах и подземной церкви находятся в календаре и памятной книжке Курской губернии на 1892 год. Общая площадь пещер со­ставляла 255,5 квадратных метра, церкви - 60 квадратных метров, келий - 172 квадратных метра, длина коридора - около 126 ме­тров. Холков-Царев-Николаевский Троицкий мужской мона­стырь был основан в 1620 году иноком Геласием, который и стал первым его настоятелем. Проис­хождение Холковских пещер до сих пор остается загадкой. Неиз­вестно, рыли их монахи сами или они уже существовали ранее. С полной уверенностью можно лишь сказать, что они искус­ственного происхождения.

В 1653 году настоятель старец Ефрем получил от царя Алексея Михайловича жалованную гра­моту на безоброчное владение мельницей, построенной рядом с монастырем на берегу речки молок. Перед входом в пещеру в 1757 году была построена де­ревянная часовня. По указанию одного из курских епископов эта часовня была расширена, и из нее сооружен вход в пещеры. 

Холковский подземный мона­стырь и пещеры находились на первой террасе одного из мело­вых холмов, составлявших воз­вышенность, которая в старину называлась Жестовыми горами. Вскоре после основания мона­стыря на самом высоком холме, который находился поблизости от пещер, было сооружено кара­ульное помещение для наблюде­ния за степью.

Подземный монастырь в Хол­ках в 1764 году был упразднен. Секуляризация церковной и мо­настырской земли привела к за­крытию в России около 500 оби­телей.

В 30-х годах XIX века пещеры и пещерная церковь были «возобновлены» на средства князя А. Б. Голицына, но по разным при­чинам подземный монастырь так и не открылся, В последующие годы служба для прихожан про­водилась а надземном Преобра­женском храме, а нижняя церковь в пещере постепенно пришла в заброшенное состояние. В начале XX века был засыпан и вход в пещеры. Со временем стало забываться даже место входа в подземный монастырь.

Раскопки

в начале XX века

С 1909 по 1915 годы священ­ником храма в селе Холки был отец Вячеслав Васильчиков. Его дочь Людмила Вячеславовна Поляничко, здешняя урожен­ка, вспоминала : «...Богослуже­ние велось в верхней... церкви. О том, что прямо под ней нахо­дится еще одна, никто не подо­зревал. От прежнего монастыря остался небольшой поселок, на­зывавшийся в народе Монастырщиной, в котором доживали свой век древние уже монахи или отшельники. От церкви вниз шел крутой обрыв, на склоне которого проглядывало изображение вы­резанного в меловой породе кре­ста. Отца Вячеслава заинтересо­вал этот крест, и, поехав как-то в Курскую епархию, он узнал, что на этом месте было кладбище схимников, и где-то здесь же дол­жен быть подземный монастырь. Тогда он попробовал подрезать меловой склон лопатой и по от­звукам понял, что под ним - пу­стота.

Раскопки вели местные кре­стьяне, в основном молодежь и старики... были и наемные работники из Чернянки... спу­скаться на веревках с горы было трудно и опасно. Наконец взору рабочих предстал квадратной формы аналой, покрытый про­ржавевшим железом. Это была монастырская молельня. На двух столбах рядом были написаны образа, а на меловых стенах и пещеры и строи­тельство часовни производились на народные деньги. Немалую сумму на это дело пожертвовали княгиня Касаткина-Ростовская и благочинный Дикарев. Простые люди также помогали, чем могли».

Старец Никита

Недалеко от главной пещеры с подземной церковью находится еще одна - более позднего пери­ода, которую местные жители из­давна именуют «пещерой старца Никиты». Она была вырыта жите­лем села Холки Никитой Бычко­вым, трудившимся тридцать лет : с 1890 по 1920 годы. Похоронив в возрасте 54 лет жену, он тяжело переживал утрату. Никита стал задумываться о загробной жизни и избрал стезю аскета. На вы­соком склоне холма в пределах бывшего монастыря он вырыл себе землянку, а в 250 метрах от нее начал рыть вход в подо­шве высокого холма. Орудиями труда Никиты были лопата, кирка и ведро. Куски и крошки мела он выносил в старицу - высохшее русло речки, находившееся не­далеко от входа в подземелье. Осуществить свой замысел - проложить коридор до главной пещеры - Никите Бычкову не удалось. Смерть застала его на девяносто восьмом метре пути.

До соединения с подземным мо­настырем оставалось еще около сорока метров. Односельчане похоронили старца на местном кладбище, расположенном на вершине холма, в недрах которо­го находятся пещеры и подзем­ный монастырь.

Возвращение из забвения

Когда в начале 1990-х годов частично отреставрированные Холковские пещеры были откры­ты для посетителей, о возрожде­нии монастыря речь не шла. Но в  1995  году  по  воскресеньям  в подземной церкви священниками Чернянского и Новооскольского районов начали совершаться богослужения. В 1997 году на меловых холмах епископом Бел­городским и Старооскольским Иоанном были освящены три за­кладных камня на месте строи­тельства двух храмов и часовни.

Вначале у входа в пещеры был возведен надвратный храм, затем сооружена Владимирская часовня - на месте, где, по пред­положению историков, произо­шла встреча князя Игоря Святос­лавича и его брата Всеволода перед их походом на половцев в 1185 году. И, наконец, в декабре 1999 года архиепископом Иоан­ном был освящен только что воз­веденный храм в честь Донской иконы Божией Матери, в нем со­вершена первая литургия.

Священный Синод Русской православной церкви на заседа­нии 28 декабря 1999 года благо­словил открытие Свято-Троицко­го мужского монастыря в поселке Холки Чернянского района.

В настоящее время в специ­ально построенном корпусе жи­вут более двадцати насельников, каждый из которых выполняет несколько послушаний. У обите­ли имеется большое хозяйство : огород на двадцать четыре гек­тара земли и сад, пасека, столяр­ная мастерская. Богослужения совершаются в храме Донской иконы Божией Матери и в Свято-Троицкой подземной церкви.

Распоряжением правитель­ства Белгородской области от 23 мая 2008 года № 187-рп был проведен конкурс «Семь чудес Белгородчины». В номинации «Объект духовного наследия» победителем стал памятник регионального значения Холковский Свято-Троицкий мужской монастырь.

 

Холкинский монастырь

Меловое подземелье,

Мировая тьма внутри.

Кто-то слеп здесь от

знамений,

От пробившей лаз зари.

Век бежал за веком. Рыли

Эти холмы как могли,

И себя от глаз сокрыли

В глубине родной земли,

В Диком поле, где невинно

Снег ли, дождик моросил,

Вырастали над равниной

Горы тайные Руси.

Здесь когда-то перед

битвой,

С Ярославной распростясь,

Ночь провел, творя

молитвы,

Знаменитый русский князь.

Как грачи, потом монахи

Вили гнезда много лет,

И, живя в нужде и страхе,

Редко зрели божий свет.

Было время... Пусто

в кельях.

Только древний дух течет,

И печальною свирелью

Зазывает в белый грот.

Как и встарь - в округе

гуси,

Но с высокого холма

Бьют над Киевскою Русью

Реактивные грома.

 

Игорь  Чернухин «Город надежды»(2006 г.)





История Белогорья Улицы и площади Исторические здания Храмы Белогорья

Белгородские знаменитости Памятники истории и архитектуры Достопримечательные места Электронные ресурсы