МНОГИЕ КОРЕННЫЕ БЕЛГОРОДЦЫ ПОМНЯТ ГОРОДСКУЮ ЛЕГЕН­ДУ ОБ «УПАВШЕЙ» В ОЗЕРО ЦЕРК­ВИ. НАСКОЛЬКО ЭТА ЛЕГЕНДА БЛИЗКА  ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ ?

 

ОЗЕРО, УПОМИ­НАЕМОЕ  В ЛЕГЕНДЕ, СУЩЕСТ­ВОВАЛО.

 

«СВЯТОЕ» ОЗЕРЦО

Во все времена людей привле­кали различные легенды, тайны, необъяснимые явления. Многие из них пришли к нам из глуби­ны веков, и найти их истоки уже практически невозможно. С те­чением времени они приобре­тают новые подробности, и уже сложно определить, где сказка, а где быль. В России сказки всегда были особенно любимы в наро­де, а к существующим легендам относились с трепетом, всяче­ски чтили и оберегали их.

Жемчужиной славянского эпоса является легенда о сокры­тии священного града Китежа в озере Светлояр, что в Ниже­городской области. Подобные легенды о затонувших городах, сёлах, церквях или колоколах встречаются в эпосах многих народов мира. Все легенды отличаются между собой мелкими деталями, но содержат основ­ной элемент - водоём, поглотивший город или церковь перед нашествием врагов или как в наказание за прегрешения.

Существует по­добная легенда и в нашем городе, упо­минание о ней встречается в путеводителе по Белгороду, изданном в 1911 году И. Кулегаевым. Вот её опи­сание : «В ограде Михайловской церкви сохранилось еще озерко, теперь довольно грязное, которое до сих пор поддерживается ключами (попытка очистить его ни к чему не привела). Это озе­ро служит предметом поклоне­ния простых богомольцев : они бросают сюда монеты, черпают воду для умывания, а в преж­нее время даже купались. Озеро считается «святым», потому что образовалось будто бы на месте, куда упала в землю старинная церковь, откуда такая легенда - неизвестно».

Можно предположить, что предание это есть некое подра­жание легенде о граде Китеже, местный фольклор. От белгородцев можно услышать и другие варианты этой легенды - будто бы церковь ушла под землю с прихожанами, которые укры­лись в ней при нападении на го­род. История эта всеми любима, передаётся из поколения в по­коление и обрастает новыми де­талями и временными рамками. А была ли в действительности церковь на этом месте, и что сто­ит за словами легенды ? Об этом, возможно, могут рассказать ар­хивные документы, а также от­ветить нам на вопрос о том, что же могло послужить прообразом столь притягательной легенды.

НЕПРИЯТЕЛИ И СТЕНЫ

Пограничная крепость Бел­город, стоявшая на пути непри­ятельских вторжений, в начале XVII века неоднократно подвер­галась нападениям. Однако исто­рия с «провалившейся» церковью относится к месту третьей Белго­родской крепости, построенной уже в 1650 г. на берегу Везелки, а с этого периода осада её и, тем более, взятие не происходили. Поэтому неприятельский момент в легенде можно смело отнести к фольклорному элементу.

А вот озёр в городе действи­тельно было много, в сметной книге за 1676 г. при описании Белгородской крепости записано «...и промеж дворов - озёра...» Несколь­ко их располагалось вдоль современного Гражданского про­спекта.  Это были бывшие или несосто­явшиеся притоки рек Везелка и Северский Донец, существова­ние которьгх обусловлено близким залега­нием фунтовых вод и мощными весенними разливами рек. Одно из них существовало даже на современной Соборной площади.

При составлении нового пла­на регулярной застройки горо­да, подписанного Екатериной II в 1768 году, озеро это попало в центр проектируемой торговой площади, и поэтому было засы­пано по предписанию к плану. Следующее озеро находилось во дворе дома А. А. Вейнбаума (Гражданский пр., 41), засыпа­лось постепенно и окончательно перестало существовать лишь в 50-е годы XX столетия. Ещё одно - во дворе дома братьев Котляровых (Гражданский пр., 23), с XIX века, в отличие от предыдущего, благо­устраивалось : возле него был раз­бит небольшой парк и устроена зона отдыха для горожан, зимой оно служило городским катком. Для этих целей владельцам дома Белгородская городская управа даже разрешила брать воду из во­допровода по льготной цене.

А озеро, упоминаемое в леген­де, действительно существова­ло давно, и было расположено в ограде Успено-Михайловской церкви, месторасположение которой теперь соответствует северо-восточному углу пере­крёстка Гражданского проспекта и улицы Белгородского Полка. Сохранилась только фотография храма начала XX века, разрушен он был о 30-е годы, а озеро это ещё хорошо помнят старожилы и могут точно указать его место­нахождение.

В 1961 году после расчистки русла Везелки уровень фунтовых вод значительно упал, озеро обмелело и было засыпано. Совсем недавно, в 2007 году, на этом месте был вырыт котлован под строительство дома, кото­рый позволил увидеть профиль озера, глубина которого, види­мо, не превышала 2-3 метров.

 

ГОРОДСКИЕ ХРАМЫ

Белгород всегда отличался наличием большого количества церквей. В   первой Белгородской крепости на Меловой горе их было 6, при перенесении её на новое место, в район современ­ного Старого города, их насчи­тывалось уже 13. При очередном - третьем - переносе крепости в 1650 году в район Везелки церкви снова, практически все, получили новые места располо­жения. Земля под строительство выделялась, как правило, один раз и навсегда, известны только два случая переноса.

Отсутствие в нашей местности природного камня обуславлива­ло только деревянное строительство как оборонительных соору­жений, так и церквей, и зданий.

Постепенно деревянные храмы ветшали, были подвержены по­жарам, перестраивались и затем вновь рядом возводились новые. После крупного пожара, унич­тожившего значительную часть городских строений, и утверждения плана новой регулярной застройки Белгорода в 1768 году, церкви стали возводиться камен­ные. Конец XVIII - начало XIX веков характерны массовым стро­ительством каменных церквей в городе. На картах этого периода можно увидеть старые деревян­ные и рядом новые выстроенные каменные строения Покровской, Тихвинской, Введенской и Пе­тропавловской церквей.

Успено-Михайловская цер­ковь, упоминаемая Кулегаевым рядом с «легендарным» озером, вела свою историю от церкви, поставленной «Михайловскими и Пронскими казаками» ещё в первой Белгородской крепости на Меловой горе. Первое же её упоминание на месте современ­ного Белгорода относится уже к 1654 году. В письменных ис­точниках, дошедших до наших дней, не указаны точные места расположения церквей, а только их наличие, но здесь нам помогут сохранившиеся карты.

На карте части укреплённой Белгородской черты конца XVII в. указаны все имеющиеся в то вре­мя церкви города-крепости Бел­город с их названиями. На ней возле Успено-Михайловской церкви находится ещё одна под названием «Сергия».

Информация об этой церкви встречается в переписной книге Белгорода за 1664 г., где она на­звана церковью Сретения Пре­святой Богородицы с приделом Сергия   Радонеж­ского.  В дальней­шем в официальных документах она име­новалась как Сретения Пресвятой Богородицы, так и Владимирской, в народе же её чаще называли Сергиевской.

На карте же Белгорода рубе­жа ХVIIIIХ вв., где указаны и озёра, здание этой церкви на­ходится вблизи северного берега озера, при этом оно обозначено деревянным. В 1792 году в юго-восточной части современного перекрестка улиц Преображен­ской и Белгородского Полка было построено новое каменное здание - это один из случаев пере­носа церковного здания на новое усадебное место. На вышеуказанной карте обозначены сразу два здания : деревянное - на старом месте и каменное - на новом.

Анализируя эти архивные ис­точники, можно сделать важный вывод, что возле озера в дей­ствительности существовали две церкви, одна из которых благопо­лучно сохранилась до XX века, а вторая, видимо, обветшала, разрушилась и постепенно исчезла.

Церковное же место считает­ся в народе святым, даже если церковь уже не существует. Это стало особенно очевидно в пери­од массовых разрушений право­славных храмов и гонений на религию - народная память обе­регала эти места, люди продол­жали им поклоняться. Нельзя, конечно, и в нашем случае тоже отрицать возможные геологиче­ские причины, лежащие в осно­ве всех историй о «провалах», но, скорее всего, разгадка прячется в человеческом сознании. Стрем­ление сохранить былую память вылилось в легенды и предания о том, что церковь или город с церквями сохранились где-то в ином мире, под водой, где они не подвержены изменениям. Так, видимо, произошло и с обветшавшей и разрушающей­ся деревянной Владимирской (Сергиевской) церковью - она исчезала постепенно, возможно, и в водах озера, но народная па­мять оказалась сильней времени, она сохранила её и донесла до нас в виде красивой легенды.


Деревянный храм. Картина художника В. Березина, 2007г.

История Белогорья Улицы и площади Исторические здания Храмы Белогорья

Белгородские знаменитости Памятники истории и архитектуры Достопримечательные места Электронные ресурсы