Трёхлетняя годовщина обретения мощей священно-мученика.

 

  МОНАХ И ПРОСВЕТИТЕЛЬ

Святитель Никодим - удиви­тельный пример совмещения в одном лице кропотливого ис­следователя, писателя, пропо­ведника, администратора и христианского мученика. По злой иронии века, последним доре­волюционным белгородским епископом, убитым малогра­мотными революционерами, был учёный-монах с академическим образованием, чьи труды по истории и агиографии пере­издаются до сих пор.

Будущий епископ Никодим, в миру Александр Михайлович Кононов, родился в семье свя­щенника-миссионера Архан­гельской губернии. Закончив духовную семинарию, а после - Санкт-Петербургскую духов­ную академию, он в 1896 году принял монашеский постриг и в сане архимандрита трудился в качестве ректора Калужской и Олонецкой духовных семи­нарий. Задолго до своего при­бытия в Курскую губернию он проявил себя как неутомимый исследователь подвижничества и истории монастырей Русского Севера.

9 января 1911 года архиман­дрит Никодим был возведен в Санкт-Питербурге в сан епи­скопа Рыльского, викария, то есть помощника главного епи­скопа Курской епархии. При­быв на место служения, епи­скоп Никодим принял самое активное участие в подготовке и проведении торжества про­славления святителя Иоасафа в лике святых и много труда и энергии положил на изучение его биографии.

В 1913году владыка Никодим был переведён на епископскую кафедру в Белгород, где и оста­вался до самой своей гибели.

 

ГЛАВНЫЙ ВРАГ БОЛЬШЕВИКОВ

После массового бегства белгородских семей, принад­лежавших к городской доре­волюционной элите, епископ Никодим остался единствен­ным крупным представителем старорежимного времени, обладавшим авторитетом среди населения и возглавлявшим местное духовенство, которое революционерами рассматри­валось как контрреволюпионная сила. Неудивительно, что в глазах местных большевиков владыка окончательно превра­тился в их главного врага.

Епископ Никодим регуляр­но, как до, так и после прихо­да большевиков, произносил с амвона обличительные речи против насилия и грабежа, чинимого революционера­ми. Наместник белгородского Свято-Троицкого мужского монастыря о. Митрофан вспо­минал : «В проповедях своих епископ Никодим изобличал большевиков, предостерегая от них народ, и всячески ста­рался раскрыть народу глаза на истинную грабительскую политику большевизма. Боль­шевикам содержание пропове­дей епископа Никодима не нравилось, и не раз они угрожали епископу, что при­мут  в   отношении него самые крутые меры, если он будет затрагивать в своих   проповедях большевиков и критиковать их действия».

Повторное вступление большевиков в Белгород сопровождалось массовыми грабежами населения, взятием заложников за выкуп, изъятием у населения жилья, вымога­тельством, расстрелами и из­биениями. Игнорировать про­исходящее епископ Никодим не мог и продолжал обличать творящееся насилие, несмо­тря на угрозы в свой адрес. Это пусть моральное, но противо­стояние большевикам сыграло роковую роль в судьбе архи­ерея, предопределив его ско­рую смерть.

 

АРЕСТ  ВЛАДЫКИ

В декабре 1918 года епископ Никодим был арестован, но по­том отпущен. Вновь сказав обличающую насилие проповедь, он был арестован снова.

Весть об аресте епископа облетела Белгород. У женско­го монастыря, где в то утро должен был служить владыка, начали собираться люди. Преподавательницы женской гим­назии стали просить свою на­чальницу Марию Дмитриевну Кияновскую выступить в каче­стве представителя от народа с просьбой отпустить владыку. Мария Дмитриевна и часть со­бравшихся направились к зда­нию ревкома. 

Увидев толпу протестую­щих, большевики пришли в большое волнение - председа­тель исполкома Меранвиль и комендант города Стефан Саенко вызвали сол­дат и не выходили до их прибытия. Солдаты прибыли, здание было оце­плено, на толпу навели пулеметы. Появились сильно напуганные Ме­ранвиль и Саенко. Кияновская стала просить освобо­дить епископа, но ни Меранвиль, ни Саенко её не слушали. Саенко находился в состоянии крайнего возбужде­ния и, размахивая нагайкой, в исступлении кричал : «Яв­ная преступница! За буржуя стоишь!». Постепенно, кроме солдат, толпу наводнили аген­ты ЧК, были схвачены Мария Дмитриевна, священник Пре­ображенской церкви о. Влади­мир Лимарев и ещё несколько человек.

Разогнав жителей при помо­щи солдат и стрельбы, большевики продолжили аресты. По указанию Меранвиля в муж­ской монастырь явились оба Саенко - комендант города и начальник милиции. Обвинив монахов в провоцировании на­родного волнения, комендант приказал начальнику милиции арестовать наместника о. Митрофана, казначея о. Даниила, благочинного о. Серафима и ризничего о. Неофита, после чего тот препроводил их в ко­мендатуру.

Там их снова встретил Стефан Саенко со словами : «Через вас, попов да монахов, вся револю­ция пропала, я вас всех перережу или постреляю!». Позднее, в 5 часов вечера, в комендатуру был приведён и о. Порфирий Амфи­театров - один из самых уважае­мых в городе священнослужите­лей. На пожарный двор - сейчас это двор Белгородского строи­тельного колледжа - была выве­дена Мария Дмитриевна и убита Стефаном Саенко из револьвера тремя выстрелами в упор.

Через несколько дней рас­стреляли и отца Порфирия. В ночь после этих событий владыка Никодим был острижен, переодет в солдатскую шинель, фуражку и расстрелян во дворе белгородской тюрьмы. Расстрел производили председатель уездной ЧК Васильев М.А., старший оперуполномоченный ЧК Набоков С. П. и начальник милиции Саенко В. А. Тело вла­дыки было закопано на месте расстрела.

Приготовленная для епи­скопа могила была вырыта не по его росту, труп в ней не помещался, и его фактически втиснули в эту могилу на коле­нях лицом вниз. Надзиратель тюрьмы, присутствовавший при откапывании владыки, по­том говорил: «Его, видимо, туда утаптывали ногами, чтобы он поместился в ней».

В феврале 1919 года тело вла­дыки было выкопано и пере­везено в общую яму за город­ским кладбищем. Именно там его и обнаружила специальная комиссия деникинской армии, занявшей Белгород летом 1919 года. Останки были торже­ственно перезахоронены у се­    верной стены Свято-Троицкого собора мужского монастыря.

 

    КАНОНИЗАЦИЯ И ОБРЕТЕНИЕ МОЩЕЙ

Святитель Никодим был ка­нонизирован Архиерейским со­бором Русской Православной Церкви в августе 2000 года в лике новомученика и исповед­ника. Однако точное место его захоронения было неизвестно. И только начало перепланиров­ки квартала, где до революции располагался Свято-Троицкий собор с монастырём, внесло окончательную ясность в этот вопрос.

В ноябре 2012 года останки владыки Никодима были об­наружены в кирпичном скле­пе при проведении земляных работ у фундамента строя­щегося здания Белгородской митрополии - там, где и были захоронены в 1919 году. Для идентификации останков была создана специальная комиссия и проведён ряд экспертиз, в том числе баллистическая, так как в останках были обнаружены пули. Комиссия вынесла реше­ние о принадлежности останков владыке Никодиму. Гробница священномученика включена в список объектов, обладающих признаками объектов культур­ного наследия.

24 марта 2013 года, в день Торжества Православия, в Спасо-Преображенском ка­федральном соборе Белгорода обретённые мощи священно­мученика Никодима, епископа Белгородского, были впервые торжественно изнесены для по­клонения верующим. Сейчас они находятся в домовом хра­ме нового здания Белгородской митрополии.


Лития у склепа, где были обретены мощи.


История Белогорья Улицы и площади Исторические здания Храмы Белогорья

Белгородские знаменитости Памятники истории и архитектуры Достопримечательные места Электронные ресурсы