Лампада

 

В православном календаре февраля есть такой праздник, как Собор новомучеников и исповедников Русской церкви. В этом году он пришёл­ся на пятое число. В этот день мы вспоминаем тех, кто после революции 1917 года подвер­гался гонениям и принял му­ченическую кончину за Хри­ста. О белгородских новомучениках и религиозных гоне­ниях в нашем крае мы беседу­ем с директором Государствен­ного архива Белгородской об­ласти, членом комиссии по ка­нонизации святых и увекове­чению подвига новомучеников Белгородско-Старооскольской епархии Павлом СУББОТИНЫМ.

 

      - ПАВЕЛ ЮРЬЕВИЧ. КОГДА В НАШЕМ КРАЕ НАЧАЛИСЬ РЕЛИГИОЗНЫЕ ГОНЕНИЯ ?

      - Преследование духовенства и верующих началось в конце 1918 года, когда большевики повторно установили свою власть в Белгоро­де. В это время в стране осуществ­лялась политика красного террора, позволявшая расправляться со все­ми несогласными и делать это с осо­бой жестокостью, публично, чтобы сломить сопротивление. В Белгороде это ознаменовалось арестами подозрительных людей, взятием за­ложников ради выкупа, наложением контрибуции, расстрелами и рубка­ми горожан. Среди духовенства и верующих были убиты епископ Никодим (Кононов), протоиерей Порфирий Амфитеатров, начальница гим­назии Мария Кияновская. В качест­ве заложников в Курске убили белгородских священников Петра Си­онского и Василия Солодовникова,
а также иеромонаха Серафима (Кретова).

Террор осуществлялся не толь­ко в Белгороде. В Томаровке был убит священник Александр Солн­цев, в Мясоедово - протоиерей Кон­стантин Ничкевич, в Крюково - отец Владимир Касьянов. В Грайворонском уезде убиты священники Феодор Андриевский и Виталий Крути­ков, а в Корочанском уезде - про­тоиерей Иоанн Авдиев. Это только убийства. Количество арестованных или взятых в заложники было зна­чительно больше.

 

- КАКИЕ САМЫЕ ГРОМКИЕ БЕЛГОРОД­СКИЕ ДЕЛА, СВЯЗАННЫЕ С ЦЕРКОВЬЮ И СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЯМИ, ИЗВЕСТНЫ НА СЕГОДНЯ?

- В феврале 1935 года в Белгороде арестовали епископа Антония (Панкеева) и вместе с ним священ­ников Митрофана Вильгельмского из Корочи, Александра Ерошова из Большой Халани, Михаила Дейнеку и  псаломщика Михаила Вознесенского. Всех отправили в Дальнево­сточный лагерь, где уже находился бывший Белгородский, а потом Старооскольский епископ Онуфрий (Гагалюк) с курскими священниками. В 1938 году на всех перечисленных и ещё нескольких человек завели но­вое дело, перевели в тюрьму города Благовещенска Амурской области и 1 июня того же года расстреляли. Именно поэтому в первоначальный собор (список) белгородских ново­мучеников были включены 16 чело­век, и в наши дни церковь поминает их в день гибели – 1 июня.

- Но это только вершина айсберга. В 1930 году, в первую волну массового закрытия церквей, было заведено дело на корочанского благочинного Александра Плет­нёва. Всего по его делу арестовали 122 человека (священники, старо­сты, псаломщики, активные прихо­жане), в большинстве своём высту­павших против закрытия церквей. Священники Александр Плетнёв и Аркадий Субботин, а также два мирянина по этому делу были расстре­ляны. В 1932 году, в рамках другого группового дела, охватившего тер­риторию современных Курской, Ор­ловской и Белгородской областей, аресты прокатились по Шебекинскому району. Этот список можно продолжать.

Все эти дела ложились в канву «усиления классовой борьбы в деревне» и были направлены на деморали­зацию общин верующих с последую­щим закрытием церквей. И духовен­ство, и рядовых прихожан методично преследовали именно за их религиоз­ную позицию.

 

- КАК ШЛА РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ИМЁН И СУДЕБ БЕЛГОРОДСКИХ НОВОМУЧЕНИКОВ. КАКИЕ ОТНОСЯЩИЕСЯ К НИМ ДОКУМЕНТЫ СОХРАНИЛИСЬ В ОБЛАСТНОМ АРХИВЕ ? К КАКИМ ЕЩЁ ИСТОЧНИКАМ ОБРАЩАЛИСЬ В ЭТИХ ИС­СЛЕДОВАНИЯХ ?

- Первые шаги  были  сделаны ещё в 1919 году. В Белгороде было открыто судебно-следственное де­ло о жертвах большевистского террора, собраны свидетельские показания, проведены осмотры и вскрытие тел, фотографирование - планировался суд. В связи с победой Советской власти суд не состоялся, но материалы дела сохранились и сейчас опубликованы. В 1920-е годы часть белгородцев эмигрировала за рубеж и оставила вос­поминания, которые тоже являются источником. Преследования ду­ховенства в 1920-1930-е годы за­фиксированы в делах, которые со­держатся в архивах ФСБ Белгорода и Курска и доступны родственникам и специалистам. В Государственном архиве Белгородской обла­сти можно почерпнуть биографиче­ские данные за дореволюционный период и первую половину 1920-х годов, частично - в документах се­редины 1940-х.

 

- ЧТО ИНКРИМИНИРОВАЛИ НОВОМУЧЕ-НИКАМ ?

- Не все арестованные и убитые священно- и церковнослужители - новомученики. К ним относятся те, кто действительно пострадал за ис­поведание веры или духовный сан. Нужно внимательно изучать обсто­ятельства ареста и гибели, докумен­ты дела - не было ли лжесвидетель­ства или оговора, не находился ли человек в расколе. Это кропотливая работа. Вот почему на Белгородчине из более четырёхсот сосланных и (или) расстрелянных по 58-й «ан­тисоветской» статье священников и монахов количество прославленных невелико. Со временем, думаю, это число будет увеличиваться.

 

- КАКИЕ «БЕЛЫЕ ПЯТНА» ЕЩЁ ОСТАЛИСЬ ?

- Работа практически в самом на­чале. Тут не о белых пятнах надо говорить, а наоборот, о небольших заш­трихованных участках на сплошном белом фоне.


Епископ Старооскольскии Онуфрий (Гагалюк)



Епископ Белгородский Никодим (Кононов)


Епископ Белгородский Антоний (Панкеев)

История Белогорья Улицы и площади Исторические здания Храмы Белогорья

Белгородские знаменитости Памятники истории и архитектуры Достопримечательные места Электронные ресурсы