Лампада

 

   В календаре января есть две памятные даты истории Белго­рода. В 1992 году 8 января Смолен­ский собор вернули верующим. А 11 ян­варя 1962 года Преображенский со­бор решили превратить в краеведчес­кий музей. Так что же творилось в этих древних храмах в советские годы ?

 

НА НУЖДЫ ГОЛОДАЮЩИХ

Уже в 1922 году из Преображенского со­бора решили изъять церковные ценности. Де­лалось всё это под благовидным предлогом. 7 апреля в храм прибывает чиновник Бел­городского уездного исполкома по фамилии Покшев и рассказывает присутствующим, что изъятое имущество отправят голодающим Поволжья. Верующие поверили этой версии и с пониманием отнеслись к ситуации. Протеста не высказали. А чиновник отчитался в уисполком : «Всё прошло гладко, так что можно действовать свободно по изъятию ценностей».

В апреле комиссия изъяла 88 серебряных предметов весом более 80 килограммов. Но это­го не хватило властям. В 1923 году они забра­ли ещё 2 покрышки с Евангелия, 2 гробнички, 2 ризы, кадило, сосуд, крест, дискос и блюдечко.

В те времена в храме нередко появлялись люди, желающие сорвать богослужение и про­водившие атеистическую агитацию. Проходит ещё несколько лет, и безбожники начинают ра­товать за закрытие церквей. 

«Почему не закрыты Преображенская и Смоленская церкви, самые удобные для ссыпки хлеба ? Дожди начались. Хлеб не может дальше оставаться под открытым небом. Нужны по­мещения. Надо немедленно не «поднять воп­рос» - он уже поднят давно, а попросту за­крыть Преображенскую и Смоленскую церкви. Расположенные в самом центре базара, по­близости от ссыпных пунктов, они наиболее удобные для ссыпки хлеба», - такое гневное об­ращение размещает на своих страницах «Белгородская правда».

«Чего они ждут ? Несколько раз в «Белго­родской правде» рабочие города поднимали вопрос об использовании церквей, в особен­ности Смоленской, под хлебохранилище. Есть целый ряд требований избирателей, тысячи подписей стоят под постановлением рабочих собраний о закрытии церквей, а Горсовет всё ещё стесняется отобрать церкви у попов и ханжей», - отмечается в сводках того време­ни, найденных в архивах.

Но тогда храм не закрыли, случилось это позже. В 1934 году передали здание местному полку под клуб. Позднее там разместили пункт «Заготзерно».

Храм открыли вновь во время оккупации в 1942 году. Ещё 15 послевоенных лет в нём проводили богослужения. Всё поменялось в начале шестидесятых.

 

КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ

На партийных собраниях стали обсуждать идею передачи Преображенского собора под планетарий и областной музей. Вскоре началась большая кампания по сбору обществен­ного мнения. Студенты пединститута, нахо­дившегося напротив храма, стали инициато­рами его закрытия. В пользу этого решения подписались более 10 тысяч человек. Конеч­но, были те, кто отстаивал собор, писал письма патриарху, Брежневу, Хрущёву, но поддержки в кругах власти не нашёл.

Ремонт шёл больше десяти лет. От идеи планетария в итоге отказались. А вот музей открыли в 1973-м. Внутри здание передела­ли. Поэтому посетителям даже сложно было представить, что раньше здесь был храм. На двух этажах разместили 16 залов, там храни­лись тысячи документов с древнейших времён до начала семидесятых годов.

Музейная экспозиция не обошла внимани­ем и святителя Иоасафа, личность которого ха­рактеризовали в соответствии с атеистически­ми тенденциями времени. В музее расположи­лись и евхаристические сосуды из серебра, ко­торые изготовили ко дню прославления святи­теля в 1911 году.

 

 

ПРОТИВОСТОЯНИЕ

Не менее драматично складывалась и судь­ба Смоленского собора, который в годы совет­ской власти закрыли. В 1930-х на первом его этаже были склады 163-го территориального стрелкового полка, на втором этаже недолго располагался краеведческий музей. Во время немецкой оккупации собор открыли, и некото­рое время он действовал. После войны второй этаж был отдан под склад зерна.

Противостояние между верующими и без­божниками нарастало. Одни ратовали за вос­становление собора, другие добивались его сноса. При осмотре здания сотрудник управ­ления по делам архитектуры при Совете Ми­нистров РСФСР Михаил Милославский и на­чальник отдела по делам строительства и ар­хитектуры Белгородского облисполкома по фа­милии Воронова пришли к разным выводам. Милославский отмечал его крепкую кладку и предлагал провести реставрацию в три этапа, Воронова считала состояние собора аварий­ным и угрожающим. В 1958 году храм хоте­ли уничтожить.

 

ТАЙНА СКЛЕПА

В своей книге «Пройдёмся по старому Бел­городу» Александр Крупенков рассказыва­ет интересную историю, которой поделился Юрий Пономаренко, возглавлявший в кон­це пятидесятых инженерные изыскания и ра­боты по оценке состояния фундамента Смо­ленского собора.

«Работы проводились бригадой из трёх че­ловек : два проходчика шурфов А. Подзолков, И. Самойлов, коллектор В. Черных. Однажды прибегает ко мне в кабинет Володя Черных и говорит : «Юрий Викторович, шурфом у алта­ря мы вскрыли склеп». Я немедленно пришёл в собор и увидел на глубине примерно 0,5 м свод­чатую кровлю кирпичного склепа. Когда кровля на небольшом участке была вскрыта, из склепа как бы вырвался воздух. (...) внутри стоял гроб с нависающей над ним крышкой (по углам гроба находились стойки). В гробу лежал покойник, су­дя по одеянию, священник, в рясе, обуви как бы с обрубленными носками, лицо прикрыто «воз­духом», на груди он держал крест зелёного цве­та, где-то у воротника что-то поблёскивало.

Я послал Черных в краеведческий музей, чтобы он привёл специалиста, а сам возвра­тился в кабинет. В это время Подзолков че­рез пролом в кровле спустился в склеп, что­бы выяснить, что это блестело. И когда он дотронулся, всё разрушилось и осело на дно склепа. То есть это был уже тлен. Как потом выяснилось, блестела перламутровая пугови­ца. Крест был зелёным, потому что состо­ял уже из окиси меди, гвозди в руках превращались в коричневый порошок, были они ко­ваные, квадратного сечения, что указывает, что это захоронение относится к XVIII веку. Хорошо сохранился только шёлк, из которо­го был выполнен «воздух», и шнур для креста».

 

ВОЗРОЖДЕНИЕ

Много ещё испытаний выпало на долю Смо­ленского собора во второй половине XX века. Но времена менялись. В конце 1980-х здесь наконец-то начались восстановительные рабо­ты. Сначала хотели сделать зал органной му­зыки, но изменение ситуации в стране приве­ло к тому, что в 1992 году храм вернули верую­щим. Спустя два года была освящена нижняя церковь, а в 1996 году и верхняя. Белгородцы вывезли из этих стен кучу мусора, отремонти­ровали собор, сделали росписи.

Современный город невозможно предста­вить без этой древней святыни, как невозмож­но представить и без Преображенского кафед­рального собора. Эти величественные здания - в числе тех немногих крупиц дореволюцион­ной истории, которые достались современно­му Белгороду.

                               

 


История Белогорья Улицы и площади Исторические здания Храмы Белогорья

Белгородские знаменитости Памятники истории и архитектуры Достопримечательные места Электронные ресурсы