Наша история

 

Первое упоминание об этом селе в нынешнем Алексеевской районе относится к 1708 году. Но, по мнению краеведов, воз­никло оно намного раньше. Места здесь были болоти­стые, илистые - отсюда и название.

                        

В Иловском лесу

История о том, что проез­жавший мимо боярин, увидев умело косившую траву мест­ную девушку, воскликнул : «И ловка !», кажется красивой ле­гендой. Краевед Анатолий Кряженков объясняет всё проще - село разместилось в недрах Иловского леса, упоминание о котором есть в документах XVII века.

- Село Иловка (оно же Иловское) - одно из самых древних в бывшем Бирючанском уезде. Окрестные Иловские леса из­вестны с 1637 года. В росписи укреплений между городами-крепостями Усердом и Верхососенском (1643 год) упомина­ются большой «Иловский лес» и устроенные рядом с ним земляной вал и ров с надол­бами, - рассказывает директор Государственного архива Белгородской области Павел Суб­ботин.

Самая ранняя церковь в честь святого Никиты в Иловке известна с 1721 года. В 1774 году вместо неё по­строили новый деревянный храм, в 1861 году при нём от­крыли церковно-приходскую школу.

Каменную церковь Покрова Пресвятой Богородицы, воз­ведённую в 1884 году, строили добротно : раствор замешива­ли на гашёной извести и яй­цах. Годы спустя это сыграло очень важную роль в её сохра­нении. Но об этом чуть позже. Архитектором храма стал Вла­димир Стайновский.

- В архитектуре храма про­слеживаются элементы рус­ско-византийского стиля. Боль­шое распространение подоб­ного рода храмы получили с середины XIX века до начала XX века, - говорит Павел Суб­ботин. - Связано это было с развитием славянофильства и: рассмотрением России на­следницей древней Византии. Архитекторы не копировали древние русские или визан­тийские храмы, но старались гармонично сочетать их эле­менты. Если для верующих Покровская церковь в Иловке была прежде всего домом мо­литвы, то с точки зрения исто­рии и архитектуры она - сви­детель эпохи, умонастроений нескольких поколений русских людей.

По словам Павла Юрьеви­ча, в этом смысле Покровский храм Иловки не одинок - церк­ви этого стиля стоят по сей день в алексеевской Колтуновке, Стрелецком (соседний Красногвардейский район), красненском селе Лесное Уколово, вейделевской Николаевке. Точная копия иловского храма - храм в Волоконовке, лишь немного отличается цер­ковь острогожского села Шуб­ное (Воронежская область). По этим памятникам архитек­туры мы можем узнать, напри­мер, как выглядела колоколь­ня иловской церкви, утрачен­ная и восстановленная в дру­гом виде.

 

Ломали и защищали

В истории храма Покрова Пресвятой Богородицы много парадоксов. Люди то безжа­лостно хотели его разрушить, то отчаянно пытались сохра­нить. В 1933-1934 годах цер­ковь закрыли по решению, ут­верждённому облисполкомом. Но, когда во время войны к селу подходит враг, местные жители решают на всякий слу­чай забелить иконы, чтобы ок­купанты не тронули храм. По воспоминаниям старожилов села, захватчики - а в село вошли венгерские части - при­везли своего священника. По­молиться во вновь открытый храм приходят и селяне, но, услышав призывы : «Гоните врага на Восток», расходятся.

Враги храм не тронули. Но он пострадал от рук жителей Иловки, которым во время вой­ны понадобился кирпич. В ко­локольне заложили динамит и безжалостно её взорвали.

В документах, хранящихся в Государственном архиве Бел­городской области, священник Николай Турбин (настоятель храма с 1946 года) так описывает состояние церкви в 1947 году :

«Издали бросается в глаза изуродованный остаток стен колокольни, разобранной до уровня крыши трапезной, в остальном храм производит впечатление сохранившегося. При более внимательном оз­накомлении иллюзия сохран­ности исчезает. Крыша трапез­ной густо усеяна белыми точками, это замазка, которой за­делали проржавленные места. Окна во многих местах вместо стёкол забиты досками, же­стью, фанерой. От живописи, украшавшей когда-то стены храма, остались только разной величины пятна разнообраз­ной краски. Купол, покрытый белой жестью, местами при­нял бурый цвет».

В 1944 году, после осво­бождения, верующие просят власти открыть храм. Воен­ное время стало оттепелью в отношениях между государ­ством и церковью : через вре­мя просьбу удовлетворяют. Несмотря на плачевное состояние, в церкви осталось кое-какое имущество, в том числе 48 старинных икон. К сожале­нию, в 90-е многие украли : о поистине разбойничьих налё­тах напоминают следы на окне и двери.

 

С надеждой

В послевоенные годы храм продолжал переживать тяжё­лые времена. Люди неверую­щие сетовали : «Сколько кир­пича просто так пропадает». И стали потихоньку колоть стены. Но храм строили на века. Кирпич из крепкой кладки достать не получалось, откалы­вались лишь мелкие кусочки - только зря портили красоту. Тогда православные селяне обратились в руководящие органы и просили не разрушать оплот веры. Просьбу услыша­ли - власти трогать храм за­претили.

В конце 80-х здесь проводят мелкий ремонт. В 90-е годы восстановили колокольню. У батюшки, занимавшегося ре­конструкцией, не было старого изображения храма : вот коло­кольня и получилась иной. 

Даже в советские времена в дни больших праздников в храме, по документам, собира­лось 190 человек ! В 1989 году священник совершил 79 крещений, 14 венчаний, 10 собо­рований. Количество исповед­ников - больше 800. Сегодня о таком можно только мечтать.

- По меркам деревенским приход достойный, по город­ским, конечно, небольшой, - говорит нынешний настоятель Покровского храма Димитрий Алексеенко. - В войну ходили сюда Афанасьевка, Глуховка, Репинка, Подсереднее. Сейчас везде церкви восстановили. Самыми последними переста­ли ходить прихожане из Глуховки. Только, бывает, на пре­стольный праздник приходят.

Служение в храме для отца Димитрия судьбоносное : сна­чала под Покров у него роди­лась дочка, а через два года уже на праздник Покрова Пре­святой Богородицы появил­ся на свет сын. С некоторых пор батюшка с прихожанами перед престольным праздни­ком совершает трёхчасовой крестный ход вокруг села. За работниками, обновляющи­ми храм, настоятель следит строго, чтобы делали всё на совесть и долгие года.

Четвёртый год храм с бога­той историей в строительных лесах - денег закончить ре­монт просто нет. За последние семь лет церковь отреставри­ровали внутри, поменяли окна и отопление, обновили цер­ковную утварь. А вот восстановить храм снаружи пока не по­лучается : недостающая сумма исчисляется несколькими мил­лионами.

Пока здесь пытаются хотя бы защитить старинный кир­пич. Но леса не разбирают : когда найдутся доброволь­ные помощники возрождению церкви, то строить их заново не придётся...


Так выглядел храм до разрушения колокольни


Внутренний облик храма

История Белогорья Улицы и площади Исторические здания Храмы Белогорья

Белгородские знаменитости Памятники истории и архитектуры Достопримечательные места Электронные ресурсы